Гражданская и этническая идентичности в самосознании современной молодежи (на примере Г.О. Самара)

Скачать дипломную работу на тему: "Гражданская и этническая идентичности в самосознании современной молодежи (на примере Г.О. Самара)". В которой описаны методологические подходы к исследованию понятия «гражданская идентичность»; проанализированы социологические исследования этнического и гражданского самосознания российской молодежи.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.04.2025
Объем файла
205 Кб
Количество страниц
100
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Сегодняшний мир характеризуется такими словами, как текучесть, неопределенность, неоднозначность, что предопределяет трансформацию связи «человек – общество». Сейчас мы наблюдаем глобальную подвижность, изменчивость идентичностей, «схлопывание» понятий «идентичность» и «роль», что свидетельствует о нарастании индивидуализации и атомизации общества. В этих условиях попытки человека найти свое место в обществе остаются нереализованной: он вынужден непрерывно «переписывать» картину мира, вливаться то в одну, то в другую социальную группу, между которыми не существует однозначной иерархии. Несмотря на то, что у различных социальных идентичностей существует процент интеграции друг в друга, также может возникать опасность противоречивого набора таких идентичностей, что может выливаться в деструктивное влияние как на личность, так и на общество в целом.
В мононациональном обществе этническая и гражданская идентичности совпадают, так как имеют единый субъект идентификации: наро

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………. 5

Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению понятий этническая и гражданская идентичность…………………………………17

1.1 Научные подходы к определению понятия «этническая идентичность»………………………………………………………….17

1.2 Методологические подходы к исследованию понятия «гражданская идентичность».………………………………………....37

Глава 2 Анализ значимости гражданской и этнической идентичности для современной молодежи……………………………………………………….61

2.1 Обзор социологических исследований гражданской и этнической идентичностей молодежи России……………….……….61

2.2 Анализ гражданской и этнической идентичности современной молодежи……………………………………………………………..…79

Заключение……………………………………………………………………. 93

Список использованных источников………………………………………... 97

Приложение А    Программа социологического исследования …………… 106

Приложение Б     Гайд интервью № 1 (с респондентами от 18 до 23 лет)...111

Приложение В     Гайд интервью № 2 (с респондентами от 24 до 35 лет)...114

Приложение Г     Транскрипт интервью с информантом…………………...117

Приложение Д     Транскрипт интервью с информантом………………… 125

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1 Фарукшин, М.Х. Взаимодействие этнической и гражданской идентичностей / М.Х. Фарукшин // cyberleninka.ru: научная электронная библиотека. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-etnicheskoy-i-grazhdanskoy-identichnostey/viewer (дата обращения: 01.05.2023)

2 Монаков, А.М. Этнос и этническая идентичность / А.М. Монаков // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.7. Социальная философия. – 2008. – №1. – С. 72-91. 

3 Герандоков, М.Х. Этничность и этническая идентичность: теоретический аспект / М.Х. Герандоков // ВЕСТНИК МГУКИ. Теория культуры. – 2009 г. – март–апрель 2 (28). – С. 28-35. 

4 Красиков, В.И. Идентичность и этничность: на перекрестии смыслов / В.И. Красиков // cyberleninka.ru: научная электронная библиотека. – С.657-659. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-i-etnichnost-na-perekrestii-smyslov/viewer (дата обращения: 23.03.2023).

5 Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности: монография / Г.У. Солдатова. - М.: Смысл, 1998. – 386 с.

6 Коренева, В.В. Сущность и содержание позитивной этнической идентичности / В.В. Коренева, С.И. Осипова // Современное педагогическое образование. – 2022. – №7. – С. 134-137.  

7 Циткина, А.А. Этническая идентичность в структуре этнического самосознания личности / А.А. Циткина // forum-nauka.ru: Форум молодых ученых [Сайт]. – 2017. – №4 (8).

8 Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности психология / Т.Г. Стефаненко. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 350 с.

9 Баранов, Н. Этничность и этническая идентичность / Н. Баранов //  nicbar [сайт Николая Баранова]. – 2016. –  URL: https://www.nicbar.ru/politology/study/kurs-etnopolitologiya/287-lektsiya-2-etnichnost-i-etnicheskaya-identichnost  (дата обращения: 22.05.2023)

10 Водолажская,  Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Наша энциклопедия. Образовательная политика. – 2010. – № 5-6. – С.43-44.  

11 Гражданский компонент общероссийской идентичности // obrazovanie-gid [Сайт Образовательный портал]. – 2023. – URL: https://obrazovanie-gid.ru/pereskazy1/grazhdanskij-komponent-obscherossijskoj-identichnosti-kratko.html (дата обращения: 21.01.2023)

12 Чухин, С.Г. Сущность, структура и критерии сформированности гражданской идентичности / С.Г. Чухин, Е.В. Чухина // ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета. – 2022. –  №1 (233). – С. 39-43.

13 Гаджимурадова, З. М. Специфика идентичностей в самосознании молодежи в контексте условий нестабильности региона / З.М. Гаджимурадова // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. – 2012. – №3 (20). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-identichnostey-v-samosoznanii-molodezhi-v-kontekste-usloviy-nestabilnosti-regiona (дата обращения: 21.01.2023).

14 Дробижева, Л.М. Динамика гражданской идентичности и ее ресурс в позитивных интеграционных процессах 

Гражданское самосознание - это осознание личностью представлений о себе самом (в связи со своими правами и обязанностями перед государством), о своей социальной роли в деле защиты, укрепления, развития и процветания государства и общества [13].
Для граждан страны их идентичность важна для социально-психологического состояния, осознания себя и представлений о целях в будущем. Для одних это ощущение общей связанности с прошлым, для других— общности интересов в настоящем и будущем [14].
В процессе анализа работ различных исследователей гражданской идентичности (А.Г. Асмолов, Л.М. Дробижева, Т.А. Каратаева, Т.Г. Стефаненко и др.) нужно добавить в состав данного понятия этнокультурный компонент. Это связано с тем, что становление и развитие именно российской гражданской идентичности возможно только в контексте исторически сложившейся этнокультуры. Духовные традиции народа представляют собой глубинный слой этнокультурных ценностей, и в решающей степени определяют образ мировосприятия носителя данной культуры [15]: в том числе способ восприятия самоидентичности и позволяют осмыслить свою собственную историческую связь с российским государством, выступая индикатором определенных поведенческих реакций, способствуют развитию гражданской идентичности через этнокультурные ценности.
Наиболее значимой гражданской составляющей как качества социальной идентичности является осознание себя гражданином большой страны, Родины и готовность служить ей и защищать [16]. Несмотря на существование различных определений сущности понятия гражданской идентичности, всеми исследователями отмечается исключительная значимость ее формирования для личности.
Современные политологи в основном сходятся во мнении, что нация, (термин, этимологически восходящий к латинскому «племя», «народ»), представляет собой «воображаемое сообщество» [17] с «изобретенной традицией» [18] и что люди имеют право на членство в нации, принадлежность к ней благодаря