Стимулирование социализации детей-инвалидов 7-10 лет
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации. Однако проблемы социализации инвалидов, особенно детей-инвалидов в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Дети-инвалиды составляют 2-3% всемирной детской популяции и в основном становятся баз
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………….…………………………………………………..3
ГЛАВА I. СТИМУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ 7-10 ЛЕТ.………………………….7
1.1. Социализация, ее сущность и особенности проявления социализированности детей-инвалидов 7-10 лет …….……………………….7
1.2. Факторы, существенно влияющие на социализацию детей-инвалидов 7-10 лет……………………………………………………………..13
1.3. Необходимость и технология стимулирования социализации ребенка-инвалида 7-10 лет…………………………………………………….22
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ТЕХНОЛОГИИ, СТИМУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ № 27, г. АНАПА…………………………….28
2.1. Организация экспериментальной проверки технологии, стимулирования социализации детей-инвалидов младшего школьного возраста, в специальной (коррекционной) школе № 27…………………….28
2.2. Реализация технологии, стимулирования социализации детей-инвалидов младшего школьного возраста, в специальной (коррекционной) школе № 27 г. Анапа…………… ……………………………………………..34
2.3. Пути повышения действенности стимулирования социализации детей-инвалидов младшего школьного возраста, в специальной (коррекционной) школе № 27 г. Анапа…………..…………………………..61
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.66
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023)
2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ ( ред. от 28.12.2022)
3. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года.
4. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2019. – 376 с.
5. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст] / В.М. Астапов. – М.: Международная пед. академия, 1999. – 216 с.
6. Афанасьева Ю.А. Воспитание нравственных качеств у умственно отсталых младших школьников на уроках развития речи [Текст] / Афанасьева Ю. А., Павлова Н. В // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. – № 2-3. – С. 134-137.
7. Вихорев, Д. И. Проблемы обучения и адаптации детей-инвалидов в России [Текст] / Д. И. Вихорев // Высшее образование инвалидов: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. — СПб., 2021. — 144 с.
8. Газман, О. С. Основы интегрированного обучения [Текст] / О. С. Газман. — М.: Просвещение, 2018. — 19 с.
9. Дамбаев Б.В., Горбатых Г.А. На пути к инклюзии: обучение детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Бурятии. - Улан-Удэ, 2020. - 53 с.
10. Дамбаев Б.В., Горбатых Г.А. Образование доступное для всех. - Улан-Удэ, 2020. - 36 с.
11. Дементьева Н.Ф. Доступная среда жизнедеятельности и технические средства реабилитации детей с ограниченными возможностями. М., Курск, 2019. - 64 с.
12. Душина Н.В. Проблемы работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями // II межрегиональная научно-практическая конференция "Теория и практика комплексной реабилитации инвалидов". - Чита, 2014. - 42 с.
13. Желудков А.В. Право социального обеспечения. - М., 2018. - 81 с.
14. Жулковска Т., Ковалев А.И., Луков В.А. "Ненормальные" в обществе: Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. - М., 2021. - 432 с.
15. Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. - 2022. - №7. - С.11-44.
16. Закрепина А. Изучение особенностей социального развития детей с отклонениями в умственном развитии [Текст] / Закрепина А // Дошкольное воспитание. – 2021. – № 1. – С. 86-93.
17. Зелинская Д.И. Детская инвалидность. - М.: Медицина, 2020. - 136 с.
18. Инвалидность // Справочное пособи
Таким образом, ребенок с ограниченными возможностями здоровья может стать полноценным гражданином общества в том случае, если будет создана система условий, обеспечивающих комплексное решение всей совокупности проблем личностного развития, реабилитации и социальной интеграции.
Действенным средством оптимизации процесса социокультурной интеграции и развития личности инвалида выступает игровая терапия – комплекс реабилитационных игровых методик. Игротерапия рассматривается как средство социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. Уникальность игротерапии состоит в том, что травмирующие жизненные обстоятельства переживаются здесь в условном виде, при этом эмоциональное переживание их достаточно реально. Игротерапия помогает в ролевом поведении опробовать типы и модели поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации.
Одним из главных достоинств игротерапии является коррекция и развитие меж