Особенности лидерства в молодёжной среде и гендерные стереотипы
ВВЕДЕНИЕ
Не случайно исследователи обратили внимание на проблему лидерства. В человеческом обществе существуют различные группы, непременным атрибутом которых на определенном этапе развития является выдвижение лидера в определенный период времени. По мере изучения данной проблемы появилось множество теорий, различных аспектов .
Современное общество стремительно развивается в экономическом, политическом и социальном плане. Современные лидеры должен быть творческими, не стандартно мыслящими, а так же стремиться к саморазвитию совершенствованию. Общество нуждается в людях, способных видеть актуальные проблемы и находить рациональные и творческие решения. В современном мире с раннего многие дети уже проявляют свои лидерские качества. Школьная программа в 21 веке помогает раскрыть эти качества у подростков .
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ. 5
1.1 Понятие лидера и лидерские качества. 5
1.2 Особенности лидерства в молодежной среде. 13
1.3 Сравнительный анализ женского и мужского лидерства. 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ. 30
2.1 Организация и методы эмпирического исследования. 30
2.2 Особенности проявления лидерства у мужчин и женщин в молодежной среде. 34
- Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 2020. 415 с.
- Жеребова Н. С. Основы социальной психологии. Л., 2019. 200 с.
- Журавлев А.Л. Стиль и эффективность руководства производственным коллективом: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2019. 24 с.
- Зайцева Е.М. К проблеме качественно количественной характеристики лидерства в контактных группах школьников и студентов // К вопросу о диагностике личности в группе. М., 2020. С. 7-9.
- Логвинов И.Н. Влияние гендерных особенностей на эмоциональное отношение молодежных лидеров юношеского возраста к педагогам, родителям и своему «я» // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. №1 (25). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/029-037.pdf (дата обращения: 19.04.2023).
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 2021. 352 с.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 2020. 160 с.
- Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). 2-е изд., испр. и доп. Воронеж: Кварта, 2021. 210 с.
- Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики) : в 2 т. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Новый хронограф, 2019. Т. 1. 416 с.
Сравнительный анализ полученных данных свидетельствует о яркой проявленности маскулинности у всех представителей мужского пола и об отсутствии такие характеристик как фемининность и андрогинность. В то время, как женщины продемонстрировали наличие маскулинности, фемининности и андрогинности в разном соотношении у каждой респондентки, но тем не менее проявлены в определенной степени.
Исходя из полученных данных, можно заключить, что у студентов женского пола лучше проявлены адаптирующие механизмы и женщина более мобильна в изменяющихся условиях, ее адаптивные способности выше, чем у представителей мужского пола.
Однако, мужчины, как следует из результатов исследования, показали большую стабильность в стиле организации, адаптации и мотивации.
Анализ результатов, которые продемонстрировали студенты, принявшие участи в исследовании, по методике «Изучение лидерского стиля Р. Бейлза - К. Шнейера, модификация Т.В. Бендас» свидетельствует о следующем:
- Стили лидерского поведения, ориентированные на задачу, характерны и женщинам и мужчинам, но в разной степени выраженности;
- Лидерское поведение, ориентированное на взаимоотношения свойственно представителям мужского и женского пола, однако в разной степени выраженности.
- Сочетание обоих стилей лидерства не показал ни один из участников эмпирического исследования.