Методика расследования нарушений правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
ВВЕДЕНИЕ
Дорожно-транспортное преступление (далее по тексту − ДТП) - это случайное, многофакторное событие, в котором зачастую трудно выявить единственную причину. Именно поэтому процесс расследования таких преступлений представляет собой сложное и системное исследование множества компонентов, требующее применения специальных знаний, использования криминалистической техники и ретроспективного анализа. Несмотря на обширные исследования по данной теме, разработку методик расследования и их применение на практике, до сих пор существует множество проблем и несовершенств в выявлении, расследовании и предупреждении данных деяний.
Именно эта ситуация диктует необходимость комплексного изучения дорожно-транспортной преступности, анализа ее региональной специфики, выявления содержания и характеристик основных криминалистических элементов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….......... 6
ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Понятие и содержание криминалистической характеристики нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств………………………………………………………………………... 9
1.2 Характеристика личности субъектов преступления и ее криминалистическое значение…………………………………………… 17
1.3 Данные о типичных обстановке, следах и способах совершения преступлений……………………………….……………………………… 22
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Типичные следственные ситуации и версии, планирование расследования……………………………………………………………….. 31
2.2 Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию…………………………………………………………………. 38
2.3 Особенности производства отдельных следственных и иных процессуальных действий……………………….………………………….. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. ˗ 1993. − 25 декабря.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ \
(в ред. ФЗ ред. от 13.06.2023 № 63-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. ФЗ ред. от 13.06.2023 № 63-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (часть I). – Ст. 4921
- «О безопасности дорожного движения»: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 50. –
Ст. 4873. - «О Правилах дорожного движения»: Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (в ред. от 24.10.2022) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. –
№ 47. – Ст. 4531. - «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240 (в ред. от 18.12.2022 № 1858) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 50. – Ст. 7058.
Под идеальными следами обычно понимают воспоминания, которые остаются в памяти людей в результате или в связи с преступными действиями. В современный век компьютеров и цифровых технологий представляется целесообразным отнести информационные следы к третьей категории.
Следы последнего типа, такие как записи видеокамер, камеры на приборной панели, мобильные телефоны и следственные возможности социальных сетей, играют ключевую роль в расследовании дорожно-транспортных происшествий. Согласно исследованию, эти следы используются в 55% уголовных расследований по таким делам. Однако только в 60% случаев, когда расследуются информационные следы, они пригодны для расследования, и в этом случае они являются важным[1].
Достаточно обширна группа материальных следов дорожно-транспортных преступлений, к числу которых относятся:
1. повреждения и травмы разного характера на теле участников преступного деяния; изменения обстановки места происшествия;
2. повреждения на транспортных средствах (вмятины, царапины, сколы и т. д.);
3. следы движения транспортного средства по дорожному полотну (следы скольжения, торможения, юза, заноса);
4. следы биологического характера на транспортных средствах и внутри транспортных средств, на предметах и объектах окружающей обстановки;
5. следы на одежде, на объектах обстановки от горюче-смазочных материалов и лакокрасочных покрытий;
6. следы трасологического характера и многие другие.
[1] Таюрская Е.А., Шишмарева Е.В. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений // Сибирский юридический вестник. – 2020. – №2 (89). – С. 91.