Опека и попечительство как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: понятие, особенности, правовое регулирование
Введение
Aктуальность темы определяется большим количеством детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершенством законодательства в данной сфере. Затянувшийся переход к рыночной экономике сопровождается не только кризисом не только промышленности, институтов власти и общества, но и института семьи. Следствием этого является то, что с падением уровня рождаемости в стране наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Oчевидно, что если государство хочет иметь как можно больше граждан, являющихся приемлемыми членами социума, способствующих построению в нашей стране гражданского общества, то его первоочередная задача в рассматриваемой области должна состоять в том, чтобы свести численность детей, оставшихся без попечения родителей к минимуму. С этой целью государство принимает ряд мер, направленных на профилактику явлений, которые косвенным образом способствуют росту количества детей, оставшихся без попечения родителей.
Содержание
Введение.....................................................................................................................2
Глава 1. Сущность и правовая природа договорных отношений по устройству детей оставшихся без попечения родителей6
1.1. Правовая природа и эволюция отношений по устройству детей, нуждающихся в опеке и попечительстве…………………………………………...6
1.2. Возникновение и развитие гражданско-правового регулирования патронатного воспитания в России………………………………………………..19
1.3. Роль и место отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей в предмете российского гражданского права25
Глава 2. Договоры об осуществлении опеки (попечительства), о приёмной семье: сравнительно-правовая характеристика……………………………...35
2.1. Юридическая природа договора об осуществлении опеки (попечительства)........................................................................................................35
2.2. Договор о приёмной семье и его соотношение с договором об осуществлении опеки, договором о патронатном воспитании………………….40
2.3. Современные тенденции в развитии договора о приёмной семье: особенности правового регулировании……………………………………….......50
Заключение………………………………………………………………………...58
Список использованных источников………………………………………......61
Список использованных источников
I Нормативные правовые акты
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Конвенция о международной защите совершеннолетних (Заключена в г. Гааге 13 января 2000).
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 30.07.2016. №100-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2013. № 19. Ст. 2327.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 30.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; 2013. № 19. Ст. 2326.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ( в ред. 30.12.2015) // СЗ РФ от 1 января 1996 г. № 1 Ст. 16.
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1. Ст. 14; 2013. № 14. Ст. 1646.
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 года № 48-ФЗ, с изм. от 01.07.2011 № 169-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 2008. № 17. Ст. 1755.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.
Тем не менее, не стоит забывать, что орган опеки и попечительства является органом публичной власти и обладает властными полномочиями. В связи с развитием гражданско-правовых отношений, публичной власти всё чаще приходится вступать в них и как справедливо замечает Ю. А. Тихомиров, объясняется это тем, что расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов требует сужения областей государственного управления и увеличения удельного веса их саморегуляции. Иными словами, по мере развития определённых общественных отношений государство минимизирует своё влияние там, где это необходимо и возможно. Это представляется оправданным в условиях перехода от одной правовой системы к другой и содействию построению последней. Данное явление связано с тем, что в последнее десятилетие во многих сферах общественных отношений имеются явные тенденции к расширению договорного регулирования. Уже в середине семидесятых годов прошлого века P.O. Халфина указывала необходимость применения договора в различных отраслях права. А М.И. Брагинский отмечал: «Вопреки сложившемуся мнению, государство участвует в самых разнообразных гражданских договорах, а также в обязательственных отношениях, которые хотя и возникают не из договора, а из других указанных в законе оснований, но по содержанию совпадают с определенным договорным типом».
Представляется, что основной целью всех форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (опека (попечительства), приёмная семья, патронатное воспитание) является создание условий, способствующих полноценному развитию и воспитанию ребёнка, защите его прав и законных интересов, представительство[1]. Иными словами, при вышеуказанных формах устройства детей без попечения родителей восполняется недостаток в родителях (семье), в отличие от усыновления, когда можно говорить о восполнении недостатка в детях.
[1] Тасаков С.В. Нравственные основы уголовно-правовых норм, направленных на охрану семьи // «Черные дыры» в рос. законодательстве. – 2016. № 2. С. 77-79.