Совершенствование взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности, предприятий - участников ВЭД, с таможенными органами РФ
Введение
Реализуя международные и национальные концепции, Федеральная таможенная служба Российской Федерации (далее – ФТС России) имеет дело с целым рядом проблем в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности. Данные проблемы не могут быть разрешены без эффективного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД). Особенно это касается проблем упрощения и ускорения таможенных процедур, обмена информацией, оптимизации и синхронизации совместной деятельности таможенных органов и участников ВЭД.
На современном этапе в таможенных органах огромное внимание уделено электронному документообороту (далее – ЭДО). Ставится задача в максимальной степени сократить традиционный (бумажный) документооборот, используя, в том числе опыт зарубежных стран, где ЭДО появился значительно раньше. В значительной степени упростили взаимодействие между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами разработчики программного обеспечения
Содержание
Введение 4
Глава 1 Взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов 6
1.1 Внешнеэкономическая деятельность: сущность, цели, задачи 6
1.2 Роль и место таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в развитии национальной экономики 10
1.3 Нормативно-правовое регулирование взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД 13
Глава 2 Анализ взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД на примере Самарской таможни 21
2.1 Формы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД на примере Самарской таможни 21
2.2 Анализ деятельности Самарской таможни 27
2.3 Анализ проблем взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД 35
Глава 3 Совершенствование взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов Российской Федерации 46
3.1 Выбор оптимального пути решения проблемы с помощью метода анализа иерархии 46
3.2 Оценка социально-экономической эффективности предложений 60
Заключение 65
Список использованных источников 68
Приложение А 72
Список использованных источников
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/. Дата обращения: 27.02.2023.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/constitution. Дата обращения: 15.02.2023.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ Дата обращения: 15.02.2023.
4. Федеральный̆ закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fstec.ru/eksportnyj-kontrol/zakonodatelstvo/96-zakony/309-federalnyj-zakon-rossijskoj-federatsii-ot-18-iyulya-1999-g-n-183-fz. Дата обращения: 25.02.2023.
5. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ Дата обращения: 25.02.2023
6. Федеральный̆ закон 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой̆ деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/03fz0164/. Дата обращения: 15.02.2023.
7. Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12133529/ Дата обращения: 15.02.2023
8. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/. Дата обращения: 15.02.2023.
9. Федеральный̆ закон от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской̆ Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/18fz0289/. Дата обращения: 15.02.2023.
10. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152009/72c1319ca15e4e372e84470e2b098b50bba188e7/. Дата обращения 17.02.2023.
11. Закон Российской Федерации от 21.05. 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/93_z5003/. Дата обращения: 17.02.2023.
12. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/66756/ekonomika/analiz_vneshneekonomicheskoy_deyatelnosti_predpriyatiya. Дата обращения: 27.02.2023
13. Капранов А. В., Коршунов Д. А. Анализ уровня взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД при внедрении распределённого таможенного контроля и рекомендации
Многие представители бизнеса отмечают важность работы консультативных советов, функционирующих при ФТС, при ПТУ. Отмеченные советы созданы уже давно и их работа в целом налажена, со стороны таможенных органов им оказывается постоянная методологическая помощь. Следует отметить, что количество участников ВЭД, желающих стать членами консультативных советов на сегодня гораздо больше, чем таможенные органы могут включить в их состав, поэтому приходится искать формы дополнительного взаимодействия и новые направления работы, которые помогли бы установить еще большее понимание между сторонами, особенно это касается регионального уровня.
В настоящее время существуют разнообразные формы взаимодействия таможенных органов с деловыми кругами, как мы отметили, одной из самых эффективной из них является работа общественных и консультативных советов либо комиссий по работе с участниками ВЭД.
Семинары, круглые столы и конференции для у