Диагностика воспитательного потенциала семьи

Скачать дипломную работу на тему: Диагностика воспитательного потенциала семьи. В которой определены реализации воспитательного потенциала семьи. Изучены теоретические аспекты воспитательного потенциала семьи, описав типы семейного воспитания.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.04.2025
Объем файла
97 Кб
Количество страниц
33
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1760 руб.
2200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Значительная часть российских семей испытывает трудности в реализации и развитии своего воспитательного потенциала. Это обусловливает необходимость поиска оптимальных форм поддержки воспитательных возможностей семьи.
Можно отметить, что за последние десятилетия в обществе сформировалось достаточно устойчивое отношение к сознательному и эффективному родительству, приоритету семейных ценностей. В связи с этим в современных психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблемам семьи, значительное внимание уделяется определенным аспектам развития ее воспитательных возможностей.Особое место в изучении этого феномена отводится вопросам диагностики современной семьи. В современной науке диагностика воспитательного потенциала семьи занимает важное место, поскольку специфика взаимодействия с современной семьей зависит также от того, насколько точно изучены субъекты образовательной системы (ребенок и члены его семьи).
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1 Теоретические и методические подходы к изучению воспитательного потенциала семьи……………………………………………………………6
1.1 Понятие и слагаемые воспитательного потенциала семьи…………...6
1.2 Методы изучения воспитательного потенциала семьи……………….9
1.3 Особенности изучения воспитательного потенциала семьи в деятельности классного руководителя, психолога и социального педагога……………………………………………………………………..17
2 Организация диагностического обследования…………………………25
2.1 Общая характеристика контингента обследуемых…………………..25
2.2 Обоснование методики проведения диагностики……………………26
2.3 Результаты диагностики воспитательного потенциала семьи несовершеннолетнего……………………………………………………...28
2.4 Рекомендации по проведению диагностики…………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...........36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. – Москва: Эксмо, 2015. – 496с
2. Акутина, С.П. Методы поддержки воспитательной семейной системы: педагогический дискурс // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. – №2. – С.16-21.
3. Ворончихина, Г. Ф. Современные формы взаимодействия учителей начальных классов с родителями / Г. Ф. Ворончихина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 44 (334). – С. 321-322
4. Воспитательный потенциал семьи и его компоненты [Электронный ресурс]. – Ссылка на источник: blogs/elena-zelenskaj /faktory-vospitateln go-potenciala-semi.h ml,
5. Генварева Ю.А., Левченко Д.В. Развитие педагогического потенциала семьи как фактор самореализации подростка // Вестник ТГПУ, 2016. – № 2, – С.89-92.
6. Инновационные формы взаимодействия педагогов начальной школы и родителей [Электронный ресурс]. – Ссылка на источник: 2017/771147.htm
7. Истратова, О.Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений / О.Н. Истратова. – Москва: изд-во «Феникс», 2017. – 316 с.
8. Карпенко А. В., Структура компетентности учителя в построении сотруднических отношений с семьями обучающихся // Мир науки, культуры, образования, 2018. – № 6 (73). – С. 287–289.
9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений // Москва: Издательский центр «Академия».2014. – 232 с.
10. Кучмаева О.Н. Исследования воспитательного потенциала молодой семьи // Психология, 2016. – № 6. – С. 12-18.
11. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников: Метод пособие для учителя / В.И. Максакова – Москва: Просвещение, 2013. – 254 с.
12. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие / Л.И. Маленкова – Москва: Педагогическое общество России, 2012. – 480 с.

Семья - направляющая сила и образец для подражания. Семья играет огромную роль в формировании растущего человека как личности.Семья - первый коллектив, который дает ребенку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что ему нужно знать и как себя вести.Однако в связи с тем, что семьи различаются по своим воспитательным возможностям, в педагогике используется понятие «воспитательный потенциал семьи», суть которого раскрывается в содержании его основных компонентов [12, с.56].Наиболее важной такой составляющей являются внутрисемейные отношения.Внутрисемейные отношения принимают форму межличностных отношений, которые осуществляются в процессе непосредственного общения. Межличностное общение служит одним из социально-психологических механизмов формирования личности. Потребность в этом универсальна по своей природе и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека.Внутрисемейные отношения являются важнейшим фактором превращения человека в активного участника культурной жизни общества. Для оценки внутрисемейных отношений психологи предлагают такую характеристику, как психологическая коммуникабельность семьи, которая включает в себя следующие типы внутрисемейных отношений: интеллектуальные, эмоциональные и волевые.Интеллектуальные отношения между членами семьи определяются такими качествами, как способность быстро находить общий язык, единодушно приходить к общему мнению, устанавливать схожесть суждений, интересов к книгам, музыке, театру и другим областям социальной культуры.