Организация исполнения международного кодекса ОСПС на морских судах
Введение
Анализ геополитической ситуации в мире свидетельствует о присутствии угроз со стороны международных террористических и других криминальных организаций, эскалации военных конфликтов, непрекращающейся пиратской активности. Вопросы безопасности на транспорте давно вышли за пределы границ отдельных государств и превратились в серьезную общемировую проблему.
Обострение этой проблемы ставит перед собой задачу по обеспечению четкой организации исполнения требований кодекса ОСПС на морских судах.
Новые международные требования и инструменты по охране судов и портовых средств, вступившие в силу 1 июля 2004 года, значительно глубже проникли во все сферы судоходной индустрии, стали не только организационной структурой по охране, но и сильным катализатором конкурентоспособности не только судоходных компаний, но и портов.
С введением новых положений существенная дополнительная нагрузка ложится на экипажи судов. Защита от морского терроризма чрезвычайно трудоемка и сложна, поэто
Содержание
Список сокращений 3
Введение 4
1. Особенности пиратства, морского разбоя и терроризма в современных условиях 6
1.1 Понятие пиратства, морского разбоя и терроризма 6
1.2 Статистика актов незаконного вмешательства за последние годы 7
1.3 Угрозы от преднамеренных действий террористической, диверсионной и криминальной направленности 10
2. Анализ требований международных и национальных документов по обеспечению транспортной безопасности на морских судах 14
2.1 Изменения в Международной Конвенции СОЛАС-74 14
2.2 Назначение и структура Международного Кодекса ОСПС 18
2.3 Нормативные документы РФ по транспортной безопасности 21
3. Мероприятия по выполннию плана охраны судна и процедуры предотвращения несанкционированного доступа на судно, поиска и досмотра 27
3.1 Подготовка экипажа к обеспечению охраны судна 27
3.2 Процедуры предотвращения несанкционированного доступа на судно 34
3.3 Реализация документов по обеспечению безопасности судна 37
3.4 Использование технических средств для обеспечения охраны судна 43
3.5 Рекомендации экипажам судов по уменьшению рисков совершения актов незаконного вмешательства при переходе морем 46
3.6 Профилактика возникновения массовой паники у членов экипажа и меры по её ликвидации 50
4. Охрана окружающей среды и техника безопасности 54
4.1 Мореплавание и предотвращение загрязнения мирового океана 54
4.2 Правила безопасности при работе на высоте 58
Заключение 64
Список используемых источников 66
Список используемых источников
1. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74). (Консолидированный текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками). — СПб. : ЗАО «ЦНИИМФ», 2015.
2. Международный кодекс по охране судов и портовых средств (кодекс ОСПС). — СПб. : ЦНИИМФ, 2009.
3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81- ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 18.
4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7.03.2001 № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 11.
5. Федеральный Закон «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ 2007 года
6. Распоряжение Минтранса России от 08.12.2003 г. № ВР-177-Р «О подготовке специалистов по охране судов и портовых средств».
7. Постановление Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1640 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
8. Руководство «Наиболее эффективные методы защиты от пиратства» — НЭМ-4 (Best Management Practices for Protection against Piracy — BMP4)
9. Завьялов, Ю. Л. Современный терроризм и морской транспорт / Ю.Л. Завьялов, А.М. Колпаков, Н.К. Трусов – СПб.:РИУС, 2005. – 264 с.
10. Богословский, В. А. Транспортная безопасность. Охрана судов : учеб. пособие / В. А. Богословский, С. В. Голод, А. А. Ершов / под ред. д-ра техн. наук, проф. С. Ю. Развозова. — СПб
5. Угроза захвата критического элемента ОТИ и/или ТС – возможность захвата критического элемента ОТИ и/или ТС, установления над ним контроля силой, или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания;
6. Угроза взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС – возможность разрушения критического элемента ОТИ и/или ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;
7. Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический̆ элемент ОТИ и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;
8. Угроза блокирования – возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;
9. Угроза хищения – возможность совершения хищения элементов ОТИ и/или ТС, которое может