Оценка возможности снятия с мели проекта RST-27
ВВЕДЕНИЕ
Посадки судов на мель занимают одно из лидирующих мест среди всех аварий судов в море, и требуют особого внимания.
Причинами посадки судна на мель являются:
ошибки судоводительского состава в процессе управления судном;
неблагоприятные погодные условия;
технические неисправности судна;
преднамеренная посадка судна на мель в целях спасения экипажа или судна от полной гибели.
Ошибочные действия судоводителей в процессе управления судном относятся к наиболее распространённым причинам посадки судов на мель. Если рассмотреть подробнее, то такие ошибочные действия происходят из-за следующего:
неудовлетворительный контроль за местоположением судна с недостаточной частотой обсервации;
небрежность при опознавании береговых ориентиров и навигационного ограждения фарватера;
определение местоположения судна только по плавучим средствам ограждения без контроля по береговым навигационным знакам;
СОДЕРЖАНИЕ
1. РАСЧЁТ ПОСАДКИ И ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА.. 6
1.2. Определение метацентрической высоты.. 10
2. ВИДЫ АВАРИЙНОГО ЗАТОПЛЕНИЯ ОТСЕКОВ.. 18
2.1. Виды аварийного затопления отсеков. 18
2.2. Требования к посадке остойчивости повреждённого судна. 20
2.3. Расчёт посадки и остойчивости методом приёма груза. 21
3. СУДОВЫЕ РАСЧЁТЫ ПРИ ПОСАДКЕ НА МЕЛЬ. 23
3.2. Остойчивость судна на мели. 25
3.3. Требуемое усилие для снятия судна с мели. 26
3.4. Имеющееся усилие для снятия судна с мели. 27
3.5. Расчёт дополнительного усилия буксировщика для снятия с мели. 28
4. РАСЧЁТЫ СНЯТИЯ С МЕЛИ СУДНА ПРОЕКТА RST- 27. 31
4.1. Расчёт посадки и остойчивости неповреждённого судна. 31
4.2. Расчёт аварийной остойчивости судна. 41
4.3. Расчёты снятия судна с мели. 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Таблица основные характеристики судна. 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Таблица элементы теоретического чертежа. 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.Таблица плечи остойчивости формы.. 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксютин, Л.Р. Контроль остойчивости морских судов / Л.Р. Аксютин – Одесса: Феникс, 2003. – 178 с. - Текст (визуальный): непосредственный.
2. Клементьев, А.Н.Оформление выпускных квалификационных работ по специальности: Судовождение: методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы для студентов: [по направлению подготовки 26.05.05] / А. Н. Клементьев, В. И. Тихонов, П. Н. Токарев ; ВГУВТ. - Н.Новгород, 2020. - 1 текст/файл. - Текст (визуальный) : электронный.
3. Клементьев, А.Н. Управление судном : метод указания к выполнению курсовой работы для студентов очного и заочного обучения 180402 / А.Н. Клементьев, В. И. Трифонов, Р. С. Хвостов. – Н. Новгород : ВГАВТ, 2011. – 32 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.
4. Маков, Ю.Л. Остойчивость… Что это такое? / Маков Ю.Л.– Санкт-Петербург: Судостроение, 2005. – 313 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.
5. Осокин, М.В. Оценка аварийной посадки и остойчивости судна: учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного обучения специальности 26.05.05 «Судовождение» / М.В. Осокин, Р.С. Хвостов. – Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2019. – 20 с. – Текст (визуальный): непосредственный.
6. Осокин, М.В. Обеспечение мореходных качеств судна при составлении грузового плана: справочное пособие для студентов очного и заочного обучения специальности 180402 «Судовождение» / М.В. Осокин – Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2012. – 44 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.
Поступление забортной воды в корпус судна, вызванное его повреждением или намеренным затоплением отсеков, может серьезно повлиять на его плавучесть, остойчивость, управляемость и ходкость. В соответствии с Правилами Регистра, которым подчиняется судно, оно должно удовлетворять требованиям посадки в поврежденном состоянии.
Для этого начальная метацентрическая высота в конечной стадии затопления для не накрененного положения должна быть не менее 0,05 м, определенная методом постоянного водоизмещения. Для не пассажирских судов, это значение может быть меньше, но всегда должно быть положительным.
Если судно затоплено несимметрично, то угол крена не должен превышать 20 градусов до принятия мер по спрямлению и не более 12 градусов после принятия таких мер.
В конечной стадии затопления, а также после спрямления, для того чтобы обеспечить безопасность судна необходимо учитывать несколько параметров. В частности, протяженность участка диаграммы статической остойчивости с положительными плечами должна быть не менее 20 градусов.
При этом площадь под участком с положительными плечами в пределах этих 20 градусов должна быть не менее 0,0175 м. рад.