Методы преодоления нарушений речевого дыхания у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время большое количество детей имеют разные нарушения в речевом развитии.Причиной речевых нарушений могут быть: инфекции матери во время беременности, неблагоприятные протекания беременности у матери, различные интоксикации в организме, неблагоприятные условия и другое.Среди разных речевых нарушений чаще устанавливается дизартрия. Дизартрия – это расстройство произносительной стороны речи, связано в первую очередь с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата, что в свою очередь нарушается, речевая моторика, следовательно, звукопроизношение и просодическая часть речи.При дизартрии наблюдается: невыразительная и невнятная речь, нечеткая дикция, нарушение речевого дыхания. Проблемы нарушения речевого дыхания, обусловленные стёртой дизартрией, не может восполниться. Необходимо проведение целенаправленной коррекционной помощи по преодолению нарушений речевого дыхания.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
1. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста в онтогенезе
2 Нарушение речевого дыхания у детей со стертой дизартрией
3 Методы выявления и коррекции нарушений речевого дыхания у детей со стёртой дизартрией
ГЛАВА 2 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
1 Организация и методы исследования речевого дыхания у детей со стертой дизартрией
2 Результаты выявления нарушений речевого дыхания у детей с дизартрией
3 Методы преодоления нарушений речевого дыхания у детей с дизартрией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М., 2018. 72 с.
Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. М., 2017. 150 с.
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М.: Астрель, 2018. 152 с.
Бабина Г. В., Белякова Л. И., Идес Р. Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие. М.: МПГУ, 2019. 104 с.
Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. М.: ВЛАДОС, 2019. 76 с.
Белякова Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи: метод. Пособие.- М.: Книголюб, 2021. 55 с.
Белянин В.П. Психолингвистика.- М., 2019. 452 с.
Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. М., 2018. 126 с.
Боскис P.M., Морозова Н.Г. О развитии мимической речи у глухонемого ребенка и ее роли в процессе обучения и воспитания глухонемых // Вопросы учебно-воспитательной работы в школе для глухонемых. № 7 (10). М., 1939.
Верещагин Е.М. Порождение речи: латентный процесс. М., 1968. 289 с.
Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для вузов. М., 1989. 326 с.
Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПб., 2021. 110 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. 112 с.
Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М., 2019. 132 с.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие. М.: АРКТИ, 2019. 80 с.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: «Детство - пресс», 2021. 240 с.
Дизартрии: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. спец. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. 131 с.
Ермолаев В. Г. Руководство по фониатрии. Медицина, 1970. 270 с.
Жинкин К. И. Психологические основы развития речи. М., 2016. 146 с.
Речь человека осуществляется работой в совокупности многих систем, в том числе с помощью речевого аппарата. Центральная часть речевого аппарата (отделы головного мозга, его подкорковые структуры, проводящие пути) регулирует работу периферической части речевого аппарата (дыхательный, голосовой, артикуляционный отделы).По мнению М.И. Прищепа, в пренатальном периоде органы дыхания плода практически не производят свою функцию, а необходимый для жизни кислород новорожденный получает через плаценту [32, с. 26]. Легкие - это плотная консистенция, но имеет слабую развитую эластическую ткань, легкие ребенка открываются с первым вдохом, механизм которого объединён с тем, что углекислый газ влияет на нервные клетки дыхательного центра. В результате стимулируется дыхательный центр и активируется механизм дыхания.Дыхание – выступает одной из главных функций жизнедеятельности человека. При нормальном развитии дыхание осуществляется ритмично, глубина дыхания отвечает потребностям организма. У детей в сочетании с их уровнем физического развития формируется в большей степени оптимальный тип дыхания- грудобрюшной. Для детей, имеющих речевые нарушения необходимо формировать данный тип дыхания, с помощью специально подобранных упражнений и методик.Фатеева Н.М., под речевым дыханием, понимает возможность человека в процессе речи производить короткий, но достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. [10, с. 36].