Расследование авиационных происшествий и инцидентов: проблемы правового регулирования
Введение
Гражданская авиация является одной из важнейших частей транспортной системы Российской Федерации, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения и экономики страны в авиаперевозках. В связи со значительными размерами страны воздушный транспорт выполняет важную социально-экономическую роль, обеспечивая необходимую транспортную доступность и осуществление функции географической связности регионов Российского Государства. В ряде регионов, воздушный транспорт является единственным магистральным видом транспорта, обеспечивающим связь этих регионов с остальной территорией России. Поэтому очень важно уделять внимание авиационным происшествиям и инцидентам.
Целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются установление причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем. Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или инцидента.
Расследования, классифик
Содержание
Введение 6
1 Понятие авиационного происшествия и инцидента 9
1.1 Трактование авиационного происшествия и инцидента, а также серьезного авиационного инцидента в Приложении 13 к Чикагской Конвенции и в ПРАПИ-98 9
1.2 Общие положения нормативно-правовых актов, касающиеся расследования авиационного происшествия или инцидента 12
1.3 Особые ситуации и их виды. Взаимосвязь факторов опасности 17
1.4 Причины авиационных происшествий 20
1.5 Статистические показатели безопасности полетов 24
2 Органы, компетентные проводить следствие и порядок проведения расследования авиационных происшествий и инцидентов 26
2.1 Органы, компетентные проводить расследование авиационных происшествий и инцидентов 26
2.2 Организация и порядок расследования авиационных происшествий и инцидентов 31
3 Характеристика аэропортового предприятия АО «Международный аэропорт Сочи» 37
3.1 Историческая справка аэропортового предприятия 37
3.2 Анализ организационной структуры и показателей деятельности АО «Международный аэропорт Сочи» за последние пять лет 45
3.3 Авиационные инциденты и происшествия в Международном аэропорту Сочи и зарубежный опыт расследований 51
4 Система обеспечения безопасности полета и учёт авиационных происшествий и инцидентов 67
4.1 Система обеспечения безопасности полета 67
4.2 Основные принципы и элементы по предотвращению АП и направления деятельности по их предупреждению 68
4.3 Концептуальная модель SHELL 72
4.4 Учёт авиационных происшествий и инцидентов 75
Заключение 77
Список использованных источников 81
Список использованных источников
Книжные издания:
1. Основы теории управления: учеб. пособие / Ю.Ю. Громов, В.О. Драчёв, О.Г. Иванова, Ю.С. Сербулов, К.А. Набатов. - Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического ун-та, 2008. – М.: Юрайт
2. Справочное руководство по работе группы по обеспечению безопасности на взлетно-посадочной полосе первое издание, – М.: Юрайт январь 2014 г.
3. Небесные истории/Денис Окань. – Москва: Изд-во «Бомбора», 2022 - ISBN 978-5-0051-6675-3
Источники, опубликованные в печатных изданиях:
Законодательные материалы:
4. Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 N 854 Правила Расследований Авиационных Происшествий и Инцидентов с Гражданскими Воздушными Судами в Российской Федерации / ПРАПИ – 98, Москва, 1998г.
5. Воздушный кодекс «Глава XIV. РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ ИЛИ ИНЦИДЕНТА»
6. Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.1999 N 1329)
7. Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 303)
8. Чикагская конвенция
Интернет-ресурсы:
9. Материалы международного семинара по сокращению количества авиационных происшествий (ALAR Tool Kit – Руководство по ALAR), Россия, Москва, 29-30 июля 2003 г.
10. Материалы международного семинара по безопасности полетов: техника, человек, среда – 2013, Москва, 14-15 мая 2013 г.
11. Состояние безопасности полетов в гражданской авиации государств-участников соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства в 2017 г.
12. Презентация «Р
Срок расследования может быть продлен уполномоченным органом по запросу руководителя организации - владельца воздушного судна. Исследование объектов авиационной техники при расследовании авиационного инцидента проводится на базе организации - владельца воздушного судна, а специальные исследования в случае отсутствия у этой организации необходимых технических возможностей проводятся в других организациях. По результатам расследования составляется акт расследования авиационного инцидента.[6] Он подписывается председателем и членами комиссии по расследованию и утверждается руководителем организации. Акт расследования серьезного авиационного инцидента представляется в уполномоченный орган. Подлинник этого акта остается в организации, являющейся владельцем воздушного судна, а копия акта направляется в уполномоченный орган. В случае серьезного авиаци