Семантические поля у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией

Дипломная работа, в которой систематизированы и обобщены теоретические представления о феноменологии семантического поля и особенностях его развития, охарактеризована алалия как один из видов общего недоразвития речи, сопоставлены варианты классификации форм алалии и структурированы речевые и неречевые компоненты данного расстройства.
Author image
Ilnur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.08.2022
Объем файла
223 Кб
Количество страниц
68
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность темы исследования. Речевые нарушения представляют собой комплексный феномен, изучаемый в рамках множества научных дисциплин: нейропсихологии, коррекционной психологии, логопедии, дефектологии, лингвистики. Несмотря на значительную разницу в подходах каждой из этих дисциплин, в рамках каждого из них важное значение приобретает коммуникативный подход к анализу речевых нарушений, исследованию особенностей межличностного общения детей с отклонениями речевого развития (О.Е. Грибова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.). В настоящее время отечественными психологами обобщен значительный материал по развитию речемыслительной деятельности (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская). Отдельное внимание уделяется исследованию различных психолингвистических аспектов отклонений в развитии речи у детей (Р.Е. Лалаева, С.С. Ляпидевский, Р.Е. Левина).

Оглавление

Введение 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙАНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АЛАЛИЕЙ 7

1.1.Семантическое поле как психолингвистическое понятие, его формирование и развитие в норме 7

1.2.Алалия как вариант дизонтогенеза: речевая и неречевая симптоматика 13

1.3. Современные подходы к исследованию семантики детей дошкольного возраста с моторной формой алалии 26

Выводы по теоретическому исследованию 35

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОСТАВА СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 38

2.1. Организационно-методическое обеспечение исследования 38

2.2.Результаты исследования семантических полей у дошкольников с моторной формой алалии 42

2.3. Анализ результатов исследования ассоциативных связей и семантических полей у детей дошкольного возраста с моторной алалией 49

Выводы по эмпирическому исследованию 57

Список литературы 59

Приложение 67

Список литературы

1. Александрова О.А. Моторная алалия глазами нейропсихолога // Журнал Московского института коррекционной педагогики. 2020. С. 6.

2. Аленкина Т.К. Формирование семантических полей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Дошкольная педагогика – 2006. – №5. – С. 24-28.

3. Алпатова Е.А. Система взаимодействия логопеда и родителей в  процессе преодоления речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Студен. электрон. журнал «СтРИЖ». 2018. № 4(21.2). С. 27–31.

4. Апресян Ю.Д. Дистрибутивный анализ значений и структурные семантические поля / Ю.Д. Апресян // Лексикографический сборник. 1962. № 5.

5. Артемова Е.Э., Басова А.А. К вопросу изучения алалии как дизонтогенеза речевого развития // Universum: психология и образование. 2016. №3-4. – С. 22

6. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331 с.

7. Аршинцева Т.П., Некипелова Л.В., Матвиенко Е.Н., Васильчук Т.И. Современные представления о моторной алалии // Модернизационный потенциал образования и науки как социальных институтов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 ноября 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020.  С. 87-90.

8. Ахметьянова, Э.И. Сопоставительный анализ семантического поля «экология» на материале русского и китайского языков: вып. квалиф. раб. / Э.И. Ахметьянова. – Челябинск, 2016. – 74 с.

9. Башарина А.К. Понятие «семантическое поле» // Вестник СВФУ. 2007. №1. – С. 1-4.

10. Бобылова М.Ю., Капустина А.А., Браудо Т.А., Абрамов М.О., Клепиков Н.И., Панфилова Е.В. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики. Русский журнал детской неврологии. 2017. №12(4). – С. 32-42.

11. Большой толковый словарь русского языка/Ред. С.А. Кузнецов. -СПб., 2000. -1536 с.

12. Бочарова М.А. Семантическое поле как способ системного описания лексики // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012. №4. – С. 63-67

13. Брызгалова, Д. А. Детская Логопсихология / Д. А. Брызгалова // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. – № 11(50). – С. 110-115.

14. Вагабова М.Т. Формирование семантических полей у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии и общим недоразвитием речи // Сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Магнитогорского государственного университета / ред.-сост. И.А. Кувшинова. – Магнитогорск :МаГУ, 2008. – С. 24-30

15. Васильев Л.М. Типы семантических полей по их структуре и способы репрезентации / Л.М. Васильев // Слово в системе и тексте – Новосибирск, 1988.

16. Васильев Л.М. Единицы семантической системы языка. В кн.: Вопросы семантики: тезисы докладов. – М.: Высшая школа, 1971. – С. 44–47.

17. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384 с.

18. Вильчук В.В. Особенности традиционного и психолингвистического подхода к организации лексикона человека на примере ассоциативного эксперимента / В. В. Вильчук // Филологический аспект. – 2019. – № 1(45). – С. 147-156.

19. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 415 с.

20. Волкова Г.А. Методики психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики /Г.А. Волкова. – СПб. : Детство - Пресс, 2003. – 168 с.

21. Волковская Т.Н. Концепция логопсихологии как теоретическая основа психологического сопровождения лиц с недостатками речи / Т.Н. Волковская, И.Ю. Левченко. – Москва : Московский городской педагогический университет, 2018. – 160 с.

22. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр.соч.: В 6 т. – Т.2. – М: Национальное образование, 2016. – 368 с.

23. Глозман,  Ж.М.  Практическая  нейропсихология  /  Ж.М.  Глозман. – М.: Генезис, 2016. –334с.

24. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: ACT: Астрель, 2008. –352 с.

25. Горчакова А.М. Основные подходы к использованию лингвистического материала в процессе коррекции моторной алалии / А.М. Горчакова, Е.А. Чаладзе // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия : Методический сборник по материалам Международного симпозиума, Москва, 23–26 августа 2018 года / Под общей редакцией А.А. Алмазовой, А.В. Лагутиной, Л.А Набоковой, Е.Л. Черкасовой. – Москва: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛОГОМАГ", 2018. – С. 118-120.

26. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. — М.: Русский язык,1993.

27. Детская речь: психолингвистические исследования [Текст] / Т.Н. Ушакова, Н.В Уфимцева. – М. :Владос, 2001. – 222 с.

28. Еремина В.Н. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.Н. Еремина. – Москва, 2020. – 31 с.

29. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. – СПб., КАРО, 2006. – 304 с.

30. Крушевский Н.В. Очерк науки о языке. — Казань, 1883.

31. Кузнецова С.В., Михайлова О.А. Предикатные компоненты семантики глагола // Семантика слова и синтаксические конструкции. — Воронеж: ВГУ, 1987.

32. Кузнецова Э.В. О пересекающемся характере лексико-семантических групп слов. В кн.: Семантика и структура предложения: лексическая и синтаксическая семантика: сборник статей. Гарипова Н.Д. (отв. ред.). Уфа: Изд-во Башкир. ун-та, 1978. С. 7–13

33. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. – М., 1951.

34. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1967.

35. Лисицына И.В. Использование технологии семантических полей при развитии словаря детей, имеющих речевые нарушения / И. В. Лисицына // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. научной конференции.- Пермь, 2014. - С. 174-180.

36. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.М. : ACADEMIA, 2006. – 436 с.

37. Лурия А.Р., Виноградова О.С. Объективные исследования динамики семантических систем // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. - М.: Наука, - 1971. - С. 27-63.

38. Медведева Е.Ю., Ольхина ЕА. Своеобразие семантического развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. Сер: Педагогика и психология. - сборник научных трудов. - Ялта., 2018. Вып. 59-4, С. 68-71.

39. Медведева Е.Ю. Особенности коммуникативной дезадаптации и ее коррекция у детей с задержкой речевого развития в пятилетнем возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.Ю. Медведева. – Н. Новгород, 2003. – 28с.

40. Медведева Е.Ю. Особенности работы по обогащению лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи // Вестник Мининского университета. 2014. №3 (7).

41. Нерушева Т.В. Функционально семантические и ассоциативные поля // Вестник ЮУрГГПУ. 2009. №10-2. С. 233-242

42. Новиков Л.А. Семантика русского языка. — М.: Высшая школа, 1982.

43. Поповичева, И. В. Кластер-анализ структуры семантического поля «ребенок» (по лексикографическим данным) / И. В. Поповичева, М. А. Бунина // Путь науки. – 2014. – № 6. – С. 69-72.

44. Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: Сб. науч. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза" (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017) / Науч. ред. В.П. Крючков; ред. сост. Т.А. Бочкарева и О.В. Кощеева. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2017. – 354 с.

45. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Клинические рекомендации под редакцией академика РАН Н.Н. Володина и академика РАО В.М. Шкловского.

46. Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С.С. Ляпидевского, Б.М. Гриншпуна. – М., 1969.

47. Рейх Э.В. Сравнительный анализ моторной алалии и нарушений развития речи, обусловленных умственной отсталостью / Э.В. Рейх // Вестник Российского нового университета. – 2012. – № 1. – С. 73–77.

48. Романова Т.В., Хоменко А.Ю. Функционирование элементов семантического поля социальная значимость в русском и английском языках по данным словарных и корпусных источников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2020, №17. –С. 49–73.

49. Руденко, В.И. Формирование лексической стороны речи у детей с врожденной расщелиной губы и нёба и общим недоразвитием речи: вып. квалиф. раб. 44.03.03 / В.И. Руденко. – Екатеринбург, 2018. – 71 с.

50. Свиридова Д.В., Медведева Е.Ю. Экспериментальное исследование лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-3.

51. Серебрякова Н.В. Характер вербальных ассоциаций у дошкольников со стертой дизартрией, осложненной общим недоразвитием речи: [электронный ресурс]: URL//http://www. fonema.ru/library.php?iq=show&lb_id=21

52. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: дети с нарушением интеллекта и моторной алалией / Е.Ф. Соботович. – М.: Классика стиль, 2003. – 160 с.

53. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1977.

54. Спирова Л.Ф. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. – М. :Аркти, 2003. – 249 с.

55. Талаева Т.В. Характеристика речи и организация логопедической работы с детьми, страдающих моторной алалией / Т.В. Талаева // Молодой исследователь: вызовы и перспективы : сборник статей по материалам CCXVI международной научно-практической конференции, Москва, 14 июня 2021 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Интернаука", 2021. – С. 85-98.

56. Талл У. Семантика и употребление единицсемантического поля «гость» в русском языке: автореф. дис. … канд. филолог. наук / У. Талл. – Воронеж, 2018. – 20 с.

57. Тезенина Е.А. Значение логопедической работы по расширению семантического поля при формировании лексики детей с общим недоразвитием речи / Е.А. Тезенина // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2020. – № 3(32). – С. 76-78.

58. Тесты для детей. Готов ли ваш ребёнок к школе / М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова. – М. : Дельта, АСТ, 1997. – 159 с.

59. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)» – М.,1989.

60. Фуреева Е.П. Работа над семантическими полями как средство расширения лексического запаса детей с задержкой психического развития // Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (г. Волгоград, 01–31 окт. 2019 г.). Волгоград: Изд-во «ИП Ващенко А.Н.», 2016. С. 726–730.

61. Харитонова Е.А. Алалия. Пособие для студентов. Витебск: УО «ВГУ им. Машерова», 2018.

62. Чаладзе Е.А. Лингвистический материал как условие эффективной логопедической работы по преодолению моторной алалии / Е.А. Чаладзе, А.М. Горчакова // Специальное образование. – 2019. – № 3(55). – С. 115-124.

63. Чигашева М.А. Семантическое поле как метод изучения лексики / М.А. Чигашева // Проблемы прикладной лингвистики: Сборник материалов Всероссийского семинара / Под ред. канд. филол. наук А.П. Тимониной. - Пенза, 2002. - С. 266-268.

64. Шаховская С.Н., Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия, афазия / под. ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007

65. Carter R. Working with Texts: A Basic Introduction to Language Analysis. Root-Ledge, 2001.452 p.

66. Druzhina N.L. Interpretation of conceptual categories "concept" and "semantic field" in modern linguistics / N.L. Druzhina // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. – 2018. – Vol. 27. – P. 68-71.

67. Kats E.E. Disorders of System Brain Activity in Children with Motor (Expressive) Alalia. Hum Physiol. 2018. N44. Pp. 129-133

68. Raychev R, Pentscheva S, Rainov W, Valtscheva M, Bojinov S. Neuropsychological aspects of disorders of higher functions of the cerebral cortex in children with speech disorders. Psychiatr Neurol Med Psychol (Leipz). 1984 Nov;36(11):639-48.

69. Shahobuddinova D.M. The concept of the lexico-semantic field in linguistics / D.M. Shahobuddinova, F.K. Rozikova // Молодой ученый. – 2020. – No 23(313). – P. 706-709.

70. Shriberg L.D., Kwiatkowski J., Mabie H.L. Estimates of the prevalence of motor speech disorders in children with idiopathic speech delay. Clin Linguist Phon. 2019;33(8):679-706.

71. Skeide M.A. and Friederici, A.D., The ontogeny of the cortical language network, Nat. Rev. Neurosci., 2016, vol. 17, no. 5, p. 323.

Во-первых, наблюдается артикуляционная динамическая диспраксия. Дети с моторной алалией не способны быстро переключиться с одного артикуляционного действия на другое. Поэтому нарушается слоговая структура слов. Долгое время (часто до 4-5 лет) единственно возможной слоговой структурой остается повторение одинаковых слогов: би-би, ко-ко, му-му, либо называние первого слога. Даже при появлении фразы лепетные слова длительное время остаются в речи. С возрастом данный синдром остается, но проявляется уже в словах с более сложной структурой. Наблюдаются замены звуков, повторы слогов, пропуски, перестановки звуков и слогов. Ошибки нерегулярны, то есть, произнося одно и то же слово, ребенок может каждый раз произносить его по-разному. При этом количество ошибок возрастает по мере усложнения речевого материала (при этом изолированно ребенок может повторять звуки в рамках нормы).

Во-вторых, наблюдается вербальная диспраксия (это уже уровень языка). Фонологические матрицы (смысло-звуковой рисунок слова) долго не автоматизируются при моторной алалии. Нарушена фонологическая организация при порождении слов и словосочетаний (по сути это проблема планирования, то есть диспраксия более высокого уровня, нежели просто артикуляция). Каждый раз ребенок как бы учится «конструировать» слово заново, а не использует наработанный шаблон. Не зря речь моторных алаликов напоминает речь иностранцев, ведь и те, и другие испытывают трудности с тем, где сделать паузу, поставить ударение, как согласовать слова в предложении.