Анализ социальных мер государства на поддержку безработных лиц и борьбу с безработицей
ВВЕДЕНИЕ
Безработица является одной из наиболее значимых проблем в современном обществе, негативно влияющей на экономическое и социальное положение государства и его граждан. В России, как и во многих странах мира, ведется активная борьба с безработицей, и одним из главных инструментов этой борьбы является социальная поддержка безработных. Наличие большого количества безработных оказывает серьезное негативное воздействие на развитие экономики и социальную стабильность в государстве. Безработные не могут не только зарабатывать на жизнь и обеспечивать свои основные потребности, но и не платят налоги, не участвуют в экономической жизни и не формируют внутренний спрос.
В результате это приводит к снижению качества жизни людей, ухудшению социальных показателей, росту преступности и увеличению затрат государства на социальную защиту населения. В свою очередь, борьба с безработицей становится неотъемлемой частью социальной политики государства и представляет собой одну из главных задач в о
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Общая характеристика социальной поддержки безработных граждан в Российской Федерации 5
1.1. Понятия и виды безработицы 5
1.2. Социально-психологические характеристики безработных. 10
1.3. Государственное регулирование безработицы в России 13
2. Механизм социальной защиты от безработицы. Пособия по безработице 16
2.1. Понятие и виды гарантий социальной поддержки безработных граждан в РФ 16
2.2. Порядок назначения и выплаты пособий по безработице 19
2.3. Анализ правоприменительной практики 23
3. Перспективы развития социальной поддержки безработных граждан в РФ 27
3.1. Проблемы правового регулирования социальной поддержки безработных граждан в РФ 27
3.2. Возможные пути решения проблем социальной поддержки безработных граждан в РФ 31
Заключение 35
Список использованных источников 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2022) «О занятости населения в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», № 17, 22.04.1996, ст. 1915.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965.
4. Постановление Правительства РФ от 14.09.2021 № 1552 «Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)» // "Собрание законодательства РФ", 20.09.2021, N 38, ст. 6646.
5. Постановление Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 15.11.2021, № 46, ст. 7707.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.1998 № 196-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Глухова Александра Евгеньевича на нарушение его конституционных прав статьей 1 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.04.2023).
7. Решение № 2-27/2017 2-27/2017~М-30/2017 М-30/2017 от 20 июня 2017 г. по делу № 2-27/2017. URL: sudact.ru/regular/doc/AcFYKbuXVgNX/
8. Решение № 2-569/2020 2-569/2020~М-546/2020 М-546/2020 от 30 июля 2020 г. по делу № 2-569/2020. URL: sudact.ru/regular/doc/CcIcO2M6HlJ9/
9. Апрелкин Р.Д. Проблемы в правовом регулировании социальной защиты граждан от безработицы
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Участие граждан на общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии в общественных работах может быть расторгнут досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. Оплата труда производится в соответствии с законодательством РФ.
Общественная работа считается подходящей для следующих категорий граждан: впервые ищущих работу, не имеющих профессии; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работающих; уволенных за нарушение дисциплины; ранее занимающихся предпринимательской деятельностью; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.
Важной гарантией социальной поддержки безработных граждан является положение о том, что период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых