Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения художественной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. На современном этапе стоит острая проблема экологического воспитания и образования детей. В педагогической системе и практике приоритетным направлением становится экологическое воспитание, поэтому важно начать формирование экологических представлений уже с раннего детства.Экологическое воспитание дошкольников – одно из важных направлений воспитательной деятельности дошкольного учреждения. Формирование системы знаний о природе и уважительного отношения к ней - важный способ развития личности ребенка. В дошкольном возрасте начинают закладываться основы экологической культуры, в дошкольные годы ребенок познает окружающий мир, знакомится с миром природы, у него формируются мировоззренческие навыки, привычки и вырабатывается система ценностей на всю жизнь. Именно поэтому детский сад является фундаментом зарождения основ экологической культуры дошкольников, а воспитатели обязаны познакомить ребенка с миром природы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
1 Особенности экологического воспитания дошкольников
2 Средства экологического воспитания дошкольников
3 Роль детской художественной литературы о природе в экологическом воспитания детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. Методические аспекты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения художественной литературы
1 Диагностика уровня сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста
2 Комплекс занятий по воспитанию экологической культуры дошкольников в процессе изучения детской художественной литературы
3 Анализ эффективности реализации комплекса занятий по воспитанию экологической культуры дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонов, В. П. Пути и средства экологического образования и воспитания дошкольников / В. П. Антонов, Н. В. Кольчикова. – Текст : непосредственный // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – 2019. – № 1 (27). – С. 103-111.
Антонова, Н. А. Особенности экологического воспитания дошкольников / Н. А. Антонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 334-336.
Азизова З. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ //Zamonaviy dunyoda pedagogika va psixologiya: Nazariy va amaliy izlanishlar. – 2022. – Т. 2. – №. 17. – С. 77-80.
Бабаева А. А., Калашникова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников //Процессы техносферы: региональный аспект. – 2019. – С. 121-126.
Бойко, Н. А. Роль природоведческой литературы в личностном развитии ребенка (из опыта работы) / Н. А. Бойко. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 2 (8). – С. 7-11.
Гандина Ю. А., Головащенко Е. В., Михайлова Е. А. Чтение книг природоведческого содержания в формировании у дошкольников экологической культуры //Рецензенты: Верещак Светлана Борисовна, канд. юрид. наук, заведую. – 2020. – С. 24.
Герасимова Л. А., Маринина Н. В., Богатырева А. В., Барышева Н. В. Художественная литература как средство экологического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – №1. – С.4-7.
Джегистаева Л. И. Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность //РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ. – 2021. – С. 55.
Закирова А. А. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА //NovaUm. Ru. – 2020. – №. 25. – С. 291-293.
Замятина Е. В. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ //Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве. – 2021. – С. 128-132.
Проблема человека и природы начала возникать на рубеже XX века и остается актуальной по сей день. Человек всегда чувствовал связь с природой и считал себя ее частью. В XIX веке отношения между человеком и природой сильно изменились.Глобальные экологические проблемы затрагивают всех людей, потому что Земля - наш общий дом. Человек несет ответственность за всю жизнь на Земле.Развитие экологической культуры у ребенка является одной из актуальных задач экологического воспитания дошкольников. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо дать ребенку знания о природе и взаимоотношениях, научить его видеть красоту и заботиться обо всем, что живет на Земле [2].Дошкольный возраст отличается особенностями существования и требованиями, которые предъявляет ребенок на раннем этапе развития, особенностями его поведения с внешним миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаниями и умениями, набором специфических физиологических характеристик.Экологическое воспитание, истинная любовь к миру природы, означает не только особое состояние восприятия красоты, но и осознанность и знание природы. Природа - важный инструмент для воспитания и формирования дошкольников.Знание природы побуждает детей заботиться о ней, совершать добрые дела и подвиги. Но бережное отношение к природе не может быть сформировано только на основе конкретных знаний. Работать на природе - значит активно заботиться о ней.