Защита исключительного права на товарный знак
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что быстрота роста действующих мировых лидеров в процессе производства товаров и услуг, а также активность появление новых в их числе, ведут к постоянному повышению уровня разработки средств индивидуализации предпринимателей, товаров, производимых ими, выполняемых работ и оказываемых услуг. Глобализация мировой экономики выступает в качестве мощного катализатора совершенствования национальных законодательств в сфере обеспечения интеллектуальной собственности, в частности, в области предоставления правовой охраны таким средствам индивидуализации, каковыми являются товарные знаки.
Товарный знак становится одним из наиболее важных нематериальных активов российского бизнеса. За 2020 г. Роспатент зарегистрировал 48?517 товарных знака, что на 21,2 % больше, чем за 2018 г. (Приложение А).
Значение товарных знаков для регулирования управления интеллектуальной собственностью с каждым годом увеличивается, что может быть объяснено
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 13
1.1 Товарный знак как объект правовой охраны 13
1.2 Возникновение исключительного права на товарный знак 22
1.3 Исключительное право на товарный знак в международном и национальном законодательстве 27
2 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК 35
2.1 Способы защиты исключительного права на товарный знак 35
2.2 Признание права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, как меры гражданско-правовой защиты исключительного права на товарный знак 49
2.3 Возмещение убытков и публикация решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя, как меры гражданско-правовой защиты исключительного права на товарный знак 56
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА 66
3.1 Гражданско-правовая ответственность за незаконное использование товарного знака 66
3.2 Административная ответственность за незаконное использование товарного знака 73
3.3 Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные и правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [Текст] (ред. от 01.07.2020) // Рос. газ., 1993, 25 декабря.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: Федеральный закон от 30.12.2001, № 195-ФЗ (ред. от 17.01.2021) // Собр. законодательства РФ. – 2001. – № 1 (ч. I). – Ст. 1.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Текст]: Федеральный закон от 18.12.2006, № 230-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собр. законодательства РФ. – 2006. – № 52 (ч. I). – Ст. 5496.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 13.06.1996, № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собр. законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
5. О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 12.03.2014, № 35-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2014. ‒ № 11. – Ст. 1100.
6. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006, № 135-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // Собр. законодательства РФ. – 2006. – № 31 (ч. I). – Ст. 3434.
7. Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов: Приказ ФГБУ ФИПС от 20.01.2020, № 12. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_345486/ (Дата обращения: 02.04.2021).
8. Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015, № 482. [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/71166768/ (Дата обращения: 24.02.2021).
9. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 № 483. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185292/ (Дата обращения: 24.02.2021).
10. Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов: Приказ ФГБУ ФИПС от 20.01.2020 № 12. [Электронный ресурс] // URL: https://sudact.ru/law/prikaz-fgbu-fips-ot-20012020-n-12/ (Дата обращения: 24.02.2021).
Международные документы
11. Сингапурский договор о законах по товарным знакам (Сингапур, 27 марта 2006 г.). [Электронный ресурс] // URL: base.garant.ru/2564426 (Дата обращения: 24.02.2021).
12. Договор о законах по товарным знакам (TLT) (Женева, 27 октября 1994 г.). [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/901930031 (Дата обращения: 24.02.2021).
13. Найробский договор об охране олимпийского символа (Найроби, 26 сентября 1981 г.). [Электронный ресурс] // URL: base.garant.ru/2540691 (Дата обращения: 24.02.2021).
14. Ниццкое Соглашение о междунаро
Анализируя функции товарного знака, можно сказать, что все его функции в той или иной степени связаны с качеством продукции. И стимулируют предпринимателя на повышение качество производимой продукции или оказываемой услуги. В случае выпуска и реализации предприятием продукции ненадлежащего качества, товарный знак поможет потребителю идентифицировать в дальнейшем этот товар как не оправдавший ожиданий клиента. Эффективная работа предприятия, успешная реализация выпускаемой продукции или большая востребованность оказываемых услуг в значительной мере зависит от политики в области качества и брендовой политики, которые проводит компания. В современной экономике товарный знак является своего рода бизнес-активом. С одной стороны, он помогает узнаваемости и реализации товара, с другой стороны, стимулирует проведение на предприятии работ, направленных на повышение качества продукции.
От успешного сочетания перечисленного, в итоге, зависит на сколько успешным будет будущее предприятия, на сколько сможет удовлетворять потребности покупателей именно своей продукцией.
Товарный знак не является отделенным от продукции, на которой он содержится, объектом. Он есть часть этой продукции, ответственной за важные ее компоненты. Его оригинальность и узнаваемость обеспечивают интерес со стороны покупателей продукции или потребителю услуги. От политики в области производства и сбыта товаров, марочной и брендовой политики, политики в области создания современной упаковки зависит, насколько успешно будет работать предприятие, какое место оно займет на рынке конкретного товара. От эффективного проведения товарной политики зависит, будет ли предприятие лидером рынка, претендентом на лидерство, компанией – последователем или компанией, обслуживающей рыночную нишу. В конечном счете, правильная товарная политика