Формирование готовности обучающихся к овладению рабочей профессией
Введение
В своём обращении к Федеральному Собранию РФ от 21 февраля 2023 года, Владимир Путин дал задание подготовить за ближайшие пять лет один миллион специалистов рабочих профессий в средних профессиональных учебных заведениях. Особенно важны специалисты в электронной промышленности и робототехнике, машиностроении, металлургии, фармацевтике, сельском хозяйстве и строительстве [26].
30 января 2023 года Департамент труда и социальной защиты города Москвы назвал отрасли с высоким спросом на сотрудников. Департамент уточнил, что наиболее востребованными специалистами в промышленности в 2023 году станут монтажники и регулировщики радиоэлектронной аппаратуры и приборов, слесари механосборочных работ, операторы станков с числовым программным управлением, сборщики, фрезеровщики, сварщики и специалисты по техническому контролю [39].
В свою очередь, последняя аналитика ТАСС от 2022 года говорит что, подростки склонны выбирать престижные профессии, которые не требуют тяжелого физического труда, но требуют высокого уровня подготовки и обычно предполагают наличие высшего образования. В то же время, профессии, которые можно освоить с помощью среднего профессионального образования или даже минимального обучения, не считаются престижными и обычно не пользуются большим спросом [38].
Содержание
Аннотация
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические подходы к готовности к овладению
профессией……………………………………………………………………….. 9
1.2. Структура и уровни готовности обучающихся к овладению профессией…………………………………………………………………….…12
Вывод по 1 главе ..………………………………………………………………. 20
Глава 2. Процесс формирования готовности обучающихся к овладению рабочей профессией………………………………………………….…………22
Вывод по 2 главе………………………………………………………………… 46
3.1. Анализ готовности обучающихся к овладению рабочей профессией…..48
3.3. Результаты опытно-экспериментального исследования………………..56
Вывод по 3 главе..………………………………………………………………. 68
Заключение……………………………………………………………………... 69
Список использованной литературы……………………………………….. 70
Приложение………………………………………..……………………………77
Список использованных источников
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: ВЛАДОС, 2009. – 220-223с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] - СПб: Питер, 2012 - 276 с.
Арон И. С. Психология готовности к профессиональному самоопределению: подходы и результаты исследований: монография / И. С. Арон. - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2016. - 284 с.
Байков Н.М., Перепечай П.Э. ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИЙ КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕНА РЫНКЕ ТРУДА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ // Власть и управление на Востоке России №4 (101). - Хабаровск: 2022. - С. 169-182.
Белоусова, Анастасия Константиновна. Формирование готовности обучающихся к выбору профессии в образовательном пространстве региональной системы образования : автореферат дис. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Белоусова Анастасия Константиновна.
Блинов В.И., Сергеев И.С. [и др.] Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования/– М.: Федеральный институт развития образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2015/08/Pril_7.pdf (дата обращения: 30.03.2023).
Буева Л.П. Человек: деятельность и общение [Текст]. - Москва : Мысль, 1978. - 216 с.
Бережковская Е. Л., Кравцов О. Г. / Проблема оценки условий формирования психологической готовности к профессиональному выбору – Москва, 2020.
Елисеев, Анатолий Григорьевич. Формирование психологической готовности учащихся к овладению рабочей профессией : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07. - Киев, 1990. - 150 с.
Зеер, Э. Ф. Профориентология : Теория и практика / Зеер Э. Ф. , Павлова А. М. , Садовникова Н. О. - Москва : Академический Проект, 2020. - 192 с.
Одной из составной части общей готовности к действию является «психологическая готовность», которая определяется психологическими детерминантами. К. К. Платонов рассматривает психологическую готовность как временное или устойчивое состояние, как результат психологической мобилизации или психической подготовки в данный период, определяемый наличием потребности в трудовой деятельности. Различные значения и определения понятий «готовность» нередко связаны со спецификой рассматриваемой деятельности в каждом конкретном случае [25].
Объединение всех исследований к теме готовности является то, что они решают одну общую задачу – формирование и развитие готовности субъекта к различным видам профессиональной деятельности. Таким образом, в свою очередь, Елисеев А.Г, выделяет понятие психологической готовности к профессиональной деятельности, которая является психическим состоянием, предстартовой активизацией человека, включающей осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей [9].
По А. Любягиной понятие «мотивационная готовность обучающихся к профессиональному самоопределению», представляет собой целостное личностное образование, отражающее осознанную профессиональную направленность и включающее совокупность устойчивых мотивов, личностных качеств обучающихся, обеспечивающих реализацию их индивидуальных траекторий устойчивого выбора профессии [19].
Арон И.С. в своих работах использует понятие «готовность к планированию профессиональной карьеры», которое рассматривается как направленность сил личности на создание карьерного плана и его осуществление, что является предпосылкой целенаправленной деятельности по «построению карьеры, ее регуляции и эффективности [3].
К.К. Платонов выделил три значения термина «готовность к труду», которые определили подходы к изучению готовности [25]:
1. Результат трудового воспитания, проявляющийся в желании трудиться, осознании необходимости участвовать в совместной трудовой деятельности;
2. Готовность к определенному труду, ставшему профессией, как результат профессионального обучения, воспитания и социальной зрелости личности;