Правовое регулирование в сфере дополнительного профессионального образования
Введение
Актуальность темы исследования. Динамичное изменение различных сфер жизнедеятельности общества происходящее последний год наложили определенный отпечаток на рынок труда в Российской Федерации. Естественно, не обошли эти перемены и отношения по профессиональной переподготовке и повышению квалификации работников. Рыночной экономике необходим работник, способный быстро адаптироваться к возрастающим требованиям работодателя. Способный в ускоренном порядке адаптироваться к меняющимся реалиям рынка труда и получить новую квалификацию.
В связи с этим профессиональная переподготовка и повышение квалификации, как разновидности дополнительного профессионального образования на сегодняшний день становится более востребованной, в современных условиях она приобретает несколько иное юридическое наполнение, основанное на Федеральном законе «Об образовании» [21].
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ …………………………… 10
1.1. Общие аспекты содержания права на образование в Российской Федерации………………………………………………………………… 10
1.2. Право на образование и его место трудовых отношениях……….. 22
1.3. Правовые аспекты трудового законодательства регулирующие право на дополнительное профессиональное образование…………… 34
1.4. Право на дополнительное профессиональное образование……… 40
1.5. Гарантии и компенсации при получении дополнительного профессионального образования………………………………………... 50
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ…………………………... 58
2.1. Понятие и виды правоотношений в сфере образования………….. 58
2.2. Источники образовательного права в Российской Федерации и их общая характеристика…………………………………………………… 69
2.3. Международное правовое регулирование образования………….. 73
2.4. Локальные нормативные акты в сфере дополнительного профессионального образования………………………………………... 76
2.5. Договор об образовании как основание возникновения образовательных правоотношений……………………………………… 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
1.Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948). Текст: электронный // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. Текст: непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. –№ 32. – Ст. 3301.
3.Европейская Конвенция о защите прав человека и его основных свобод (г. Рим, 04.11.1950). Текст: электронный // URL: https://www.echr.coe.int/Documents/Convention_RUS.pdf.
4.Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – № 17. –22.04.1996. – ст. 1915.
5.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ. Текст: непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. – 07.01.2002. – №1 (ч. 1), – ст. 1.
6.Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята 14.12.1960 Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии). Текст: электронный // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv /conventions/educat.shtml.
7.Конвенция ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989). Текст: электронный // URL: ttps://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.
8.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г. Текст: электронный // URL: http://www.pravo.gov.ru.
9.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 г.). Текст: электронный // URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml.
Правоотношение - это результат регулирования общественных отношений нормами права. В образовательном законодательстве имеется широкий круг правовых норм, направленных на урегулирование отношений в сфере образования. Но если конкретное лицо становится участником этих отношений, то возможное право превращается в право, принадлежащее лично ему. Другими словами, права и обязанности персонифицируются, становятся принадлежащими строго конкретным субъектам - участникам правовых отношений, поэтому в теории права они именуются субъективными правами и обязанностями. Участники правоотношений связаны взаимно корреспондирующими субъективными правами и обязанностями. Возникшая между ними юридическая связь - это и есть правоотношение. Можно сказать, что правоотношение - общественное отношение, урегулированное нормой права.
Е . Д. Волохова, Ю . А. Кудрявцев , И. А. Рожков , В. В . Спасская, В . М. Сырых, В. И. Шкатулла, Д. А. Ягофаров и другие исследователи определяют образовательные отношения как один из видов правоотношений, которым свойственны как общие черты и признаки, присущие всем правоотношениям, так и особенные черты, отличающие данный вид правоотношений от других [45, 56, 58, 69, 74, 76]. Специфические черты и признаки образовательных отношений предопределены особенностями самого образовательного права.