Межпредметные связи при изучении литературы в школе

Скачать курсовую работу на тему: Межпредметные связи при изучении литературы в школе. В которой исследованы возможности межпредметных связей литературы с уроками русского языка, истории, музыки, химии, биологии, обществознания и изобразительного искусства.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
04.04.2025
Объем файла
101 Кб
Количество страниц
39
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Изучение литературы в школе – процесс сложный и творческий. Литературу нельзя изучать как обычный предмет школьной программы, так как литература – это вид искусства и явление культуры. Понять своеобразие литературы как вида искусства и как явления культуры помогают связи, реализуемые на уроках через её соотнесение с живописью, музыкой, театром, кино, а также с такими предметами, как русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, иностранный язык и даже география.Предмет «Литература» развивает личностные качества, так как обеспечивает культурную самоидентификацию школьника, способствует пониманию литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, приобщает к литературе как искусству слова, формирует индивидуальный эстетический вкус.

Содержание
Введение 3
1 Теоретическая часть
1.1 Понятие и классификация межпредметных связей5
1.2 Функции межпредметных связей5
1.3 Планирование межпредметных связей6
1.4 Межпредметные связи на уроках литературы10
1.5 Литература и русский язык11
1.6 Литература и музыка14
1.7 Литература и всемирная история 15
1.8 Химия и поэзия18
1.8.1Химия и проза20
1.8. 2 Химия и лирика22
1.9 Литература и изобразительное искусство (рисование)24
2 Практическая часть
2.1 Методика опытно-экспериментальной работы26
2.2 Исследование исходного уровня развития способностей учащихся27
2.3 Методика использования межпредметных связей на уроке русской литературы.28
2.4 Диагностика творческих способностей учащихся после работы с текстом лирического произведения29
Заключение31
Список литературы32

Список литературы
1.  Алдабек Н., Макашева К., Байзакова К./ Учебник 8 класса/ Всемирная история/ Мектеп 2018
2. Алимсаева Р., Велькер Е., Лосенко О., Развенкова И./ Учебник 8 класса/ Художественный труд / Мектеп 2018
3.  Берулава М.Н. Интеграция содержания образования / М.Н. Берулава. – Томск: Томский ун-т, 1988. – 93 с.
4.  Браже, Т.Т. Интеграция предметов в современной школе / Т.Т. Браже // Литература в школе. – 1996. – № 5. – 150–154 с.
5.   Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи учащихся 5 классов // Начальная школа, 2003, №10. - 41-44 с.
6.  Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. - Л-д, 1989.
7.  Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении. Межвузовский сборник научных трудов. - Л-д, 1981.
8.  Вопросы теории эстетического воспитания. / Под ред. Г.З Апресяна.- М., 1970.
9.  Выготский Л.С. Избранные психологические произведения.- М., 1956, 302-303 с.
10.  Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996. – 115 с.
11.  Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: Словарь-справочник. – Минск, 1998.
12.  Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М., 1981.
13.  Казакова М.Н. К проблеме речевого развития учащихся 5 классов.- С.-П. – 2005.- №1. – 57 с.
14.  Колягин Ю.М. Интеграция школьного обучения / Ю. М. Колягин, О. Л. Алексенко. - М., 1990. – № 9. – 28–32 с.
15.  Кошкина И.В., Целимбровская Г.Б. Интеграция в основной школе. – М., 2003. - № 10. – 82-85 с.
16.  Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Педагогика, 1980. - 210 с.
17.  Львов М.Р. Методика развития речи учащихся 5 классов: Пособие для учителя.- 2-е изд., перераб – М.: Просвещение, 1985. – 72-140 с.
18.  Межпредметные связи в образовательном процессе [Электронный ресурс]. - Теоретические основы межпредметных связей в образовательном процессе.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории "межпредметные связи", существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например: межпредметные связи выполняют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса (Ф.П. Соколова), межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе (В.Н. Федорова, Д.М. Кирюшкин). Ряд авторов дает такие определения межпредметных связей: "Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин", или такое: Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками.Можно дать определение: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.