Особенности лексики рассказов русских писателей второй половины 20 века лингвистический и методический аспекты

Скачать курсовую работу на тему: Особенности лексики рассказов русских писателей второй половины 20 века лингвистический и методический аспекты. В которой исследованы методы и приемы изучения особенностей лексики рассказов русских писателей второй половины двадцатого века на уроках русского языка. Изучены особенности лексики рассказов русских писателей второй половины двадцатого века.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
04.04.2025
Объем файла
102 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определена возросшим интересом к исследованию функционирования языковых средств в литературе, когда лексические единицы исследуются с позиции их стилистической ценности. Причина этого в том, что объектом лингвистического анализа становится язык в процессе его использования.Стилистические возможности лексики тем важнее, чем более органично и широко включены в нее исторические, архаические и фразеологические лексемы, различные малые литературные жанры. Принимая во внимание, все сказанное ранее, мы можем сделать вывод, что проблематика использования архаических, разговорных или жаргонных лексем считается довольно актуальной в филологической науке в наше время.Степень научной разработанности. Проблема исследования нашла свое отражение в трудах В.В. Виноградова, Н.А. Каланова, Е.В. Ковалевой, Э.В. Кузнецовой, Н.И. Кротова, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Л.А. Новикова, Г.Н. Скляревской, В.И. Прохоровой, А.М. Пятигорского, О.Л. Рублева.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
1.Языковая специфика художественного текста
2.Лексические средства как стилеобразующий фактор художественного текста
ГЛАВА 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИКИ РАССКАЗОВ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА
1. Лексические особенности рассказа В.М. Шукшина «Срезал»
2. Лексические особенности рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»
3. Анализ лексических особенностей рассказа В. Пикуля «Океанский патруль»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аванесов Р.И. Очерки русской диалектологи / Р.И. Аванесов. – М.: Наука, 1949. – 243 с.
Астафьев В. П. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 4., - Красноярск: Офсет, 1997 с. – 247 с.
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров/ М.М. Бахтин. – М.: Русские словари, 1996. – 278 с.
Блинова О.И. Русская диалектология. Лексика: учебное пособие / О.И. Блинова. – Томск: ТГУ, 2002. – 176 с.
Бурназян Н.А. Работа по морфологии в условиях диалектного окружения / Н.А. Бурназян // Филология в образовательном пространстве донского региона и ее роль в развитии личности: межвузовский сборник научных. – Ростов на Дону, 1998. – С. 46-52.
Быстрова Е.А. Федеральный и национально-региональный компоненты государственного стандарта по русскому языку / Е.А. Быстрова // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 1999. – 308 с.
Виноградов В. В. О Некоторых вопросах теории русской лексикографии // Виноградов В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977. С. 243-264.
Голева Н.М. Диалектные слова как средство изучения истории материальной и духовной культуры народа / Н.М. Голева // Роль учителя русского языка и литературы в сохранении культурных традиций российского общества: материалы региональной научнопрактической конференции, посвященной Году учителя. – Белгород: ЛитКараВан, 2010. – С. 131-134.
Дементьева Т.В. Специфика диалектного слова в художественном тексте / Т.В. Дементьева // Предложение и слово: межвузовскиий сборник научных трудов. – Саратов: СГУ, 2002. – С. 347-350.
Еременко О.И. Диалектная лексика как средство приобщения младших школьников к народной культуре в процессе кружковой работы / О.И. Еременко // Система и среда: Язык. Человек. Общество. – Нижний Тагил: НГСПА, 2010. – C. 339-343.

Важное место литературно-художественного стиля речи в системе функциональных стилей речи отметили многие ученые и лингвисты нашего времени. Большинство из них считает, что он занял равноправное место в ряду других стилей, так как принимает участие в осуществлении социальной функции воздействия.Эстетико-коммуникативная функция данного стиля речи соотносится с особым методом выражения мыслей. Однако некоторые ученые исключают из системы функциональных стилей литературного языка художественный стиль речи, выделяя его стилистическую «незамкнутость» и неограниченность в отношении использования речевых средств.По мнению ученого В. В. Виноградова «художественная речь – это особый стиль речи, который исторически сложился в системе литературного языка. Этот стиль, как и какой-либо другой, обладает целым рядом общих черт, а также большим разнообразием частных особенностей, которые сильно видоизменяются в зависимости от эпохи, форм проявления, а также индивидуальной манеры писателя» [7, 243].Стиль художественной речи – это сложное единство разнообразных черт, которые отличающих данный этот стиль от остальных. То обстоятельство, что данный стиль допускает применение элементов других стилей, ставит его в особое положение по отношению к каким– либо другим речевым стилям. Больше того, «стиль художественной речи допускает применение таких элементов языка, которые на этом этапе развития литературной нормы языка невозможны.