Участие граждан в охране общественного порядка
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем обстоятельством, что в настоящее время в связи с социально-экономическими и другими преобразованиями в России возросли требования к обеспечению защиты прав и законных интересов граждан, усилению охраны общественного порядка.Состояние общественного порядка в России во многом зависит от того, насколько граждане проявляют активность в борьбе с преступлениями и правонарушениями. В то же время масштабы ухудшения криминогенной ситуации в современной России формируют у населения чувство неуверенности и тревоги за свою личную и имущественную безопасность. Подрывается доверие граждан к органам власти и управления и, как следствие, снижается стремление людей активно включаться в осуществление проводимых реформ.В целях повышения эффективности решения задач в сфере правопорядка в последние годы была проделана определенная работа по укреплению аппаратов, служб и подразделений органов внутренних дел России.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
1. Система источников правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка на федеральном уровне
2. Законодательство субъектов Федерации об участии граждан в охране общественного порядка
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
1. Понятие, сущность и принципы участия граждан в охране общественного порядка
2. Организационные формы участия граждан в охране общественного порядка
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
1. Развитие организационных форм участия граждан в охране общественного порядка
2. Пути совершенствования законодательства об участии граждан в охране общественного порядка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.01.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 28.12.2022) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 23.04.1992, N 17, ст. 888.
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1930.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, N 25, ст. 2485.
Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 11.04.2005, N 15, ст. 1277.
Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005 N 154-ФЗ // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [Дата обращения: 17.02.2023].
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.
Федеральный закон от 02.04.2014 N 44-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Собрание законодательства РФ, 07.04.2014, N 14, ст. 1536.
В Российской Федерации нормативно-правовая регламентация общественных отношений в сфере участия населения в охране общественного порядка осуществляется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 30 закрепляет право граждан на свободу объединения с другими лицами по политическим, профессиональным, социальным и иным интересам . Данное право предусматривает не только создание общественных объединений в рамках действующего российского законодательства, но и свободное вступление в уже существующие объединения на условиях действующего законодательства и уставных документов объединения, а также право воздерживаться от вступления и беспрепятственного выхода из них. Любые действия, направленные на принуждение вступления в общественное объединение или создание препятствий по выходу из общественной организации, является противоправным .Право на участие в управлении делами государства адресовано каждому гражданину и реализуется в конкретных формах через отдельные конституционные права: избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; участвовать в референдуме; иметь равный доступ к государственной службе, участвовать в отправлении правосудия и т. д. И хотя Конституция не содержит прямого указания на участие граждан в охране общественного порядка, однако, на наш взгляд, оно является одной из форм непосредственного выражения народом своей власти, а следовательно, важнейшим его правом, которое в соответствии со ст. 2 Конституции государство обязано признавать, соблюдать и защищать.