Изучение технологий социальной работы по профилактике девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Ежедневно, каждый из нас сталкивается с различными проявлениями социально неприемлемого поведения, агрессией, вредными привычками, всевозможными противоправными действиями. Девиантное поведение изучается уже давно и в современном мире не теряет своей актуальности. Девиантное поведение развивается в подростковом возрасте, так как именно здесь происходит переход от детства к взрослой жизни, оказывая влияние на все аспекты подросткового возраста. Они обретают новые статусы и социальные роли, развиваются отношения с окружающим миром, проявляется независимость и рождается самоконтроль, меняется интеллектуальное и нравственное восприятие.
Изучая девиантное поведение, мы невольно используем слова, вызывающие негативные ассоциации: девиантное, антисоциальное. В то же время, рассматривая конкретного человека, мы сознательно избегаем терминов с негативным подтекстом, а также не используем отмену ярлыков. Имейте в виду, что проблемы с поведением
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………….……………….4
1. Анализ теоретических и научно-практических подходов к исследованию девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации…………………..……………..…………………………………….10
1.1 Причины девиации и виды социальных отклонений………………….10
1.2 Основные формы подростковой девиации…………………………..20
1.3 Эффективность применения технологии сетевой терапии в отдельных субьетктах Российской федерации (Московская область, г. Барнаул)…………………………………………………………………29
1.4 Содержание и особенности индивидуально-воспитательной работы.с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. «Рискованное поведение подростков» …………………………………………………32
2 Социальные технологии в работе по профилактике девиантного поведения подростков………………………..……………………………………………40
2.1 Профилактика девиантного поведения подростков как составляющая социальной работы ……..……………………………………...…………40
2.2 Формы и методы индивидуально – воспитательной работы с детьми группы риска …………………………………………………………….48
2.3 Технологии, формы и методы межведомственного взаимодействия и социального партнерства на современном этапе ……………………..54
3 Профилактика девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации: опыт эмпирического исследования…………………74
3.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики……………………………………………………………...74
3.2 Программа, Социальная терапия в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации направленная на профилактику девиантного поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации…………………………………………………….90
3.3 Сопостовительный анализ результатов первичной и повторной диагностики…………………………………………………………….103
Заключение……………………….………………………...…………………...109
Список использованных источников ..…………………...…………………...113
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акция «Заплати алименты детям» / htpps:fspp.gov.ru
2. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Психологический журнал. – 2006. – №1. – 409 c.
3. Асмолов, А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека / www.ulspu.ru/
4. Ахромова, А. Г. Медико-биологические, социальные и правовые аспекты наркомании: учебное пособие / А. Г. Ахромова - Краснодар: КГАФК, 2001. – 384 с.
5. Бабаков А. И. Борьба с наркоманией в Мичуринске, будущем Наукограде / А. И. Бабаков // Газета «Мичуринская мысль» – 2003. - № 13. – c. 47.
6. Барнс, Д. Уровни жизни. Сборник / Ю.А. Клейберг. – Москва: Эксмо, 2010. – 420 с.
7. Бек, А. Когнитивно-бихевиоральная психология депрессий / А. Бек. - СПб: Питер, 2003.- 172 c.
8. Березин, С. В. Подростковый наркотизм: семейные предпосылки / С. В. Березин, К. С. Лисецкий, М.Е. Серебрякова. – Самара : Самарский университет, 2001. – 89 с.
9. Берталанфи Л. Общая теория систем. Основания, развитие, применение / Вестник МГУ. – 1997. – сер.3 – вып.7. – С. 3-8.
10. Братусь, Б.С. Психологический анализ изменения личности при алкоголизме / Б.С. Братусь. - М., 1974. – 89 c.
11. Бронфенбрюннер Ю. К эксперементальной экологии человеческого поведения / Гарвард Юниверсити Пресс, 1977. – 387 с.
12. В Белгородской области созданы «Детские общественные советы при главах муниципальных образований / htpps://docs.cntd.ru
13. В Кемеровской области власти организовали поездку детей из малообеспеченных семей по «Золотому кольцу» России. / http:www.dsznko.ru
14. В Красноярском крае оказана помощь детям из неблагополучных семей / https://szn24.ru/
15. Внедрение «скорой» социальной помощи в Амурской области / https://blagoveshensk.bezformata.com/listnews/2016
16. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие / под ред. М. И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
17. Гаджиева, У. Б. Помощь специализированных учреждений в коррекции поведения подростков / У. Б. Гаджиева // Психологические науки: теория и 57 практика : материалы междунар. науч. конф. 2012 г. – Москва: Буки-Веди, 2012. – 207 c.
18. Ганзен, В. А. Систематика психических состояний человек / В. А. Ганзен, В. Н. Юрченко // Вестник ЛГУ. - 1991. - сер. 6. - вып. 1. - 7-55 c.
19. Ганишина, И. С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: учебное пособие / И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. - М.: НПО «МОДЭК», 2006. – 288 с.
20. Гилинский, Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль / Я. И. Гилинский, Избранные статьи. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. – 322 с.
21. Гилинский, Я. И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие / Я. И. Гилинский, В. С. Афанасьев, - СПб., 1993. 173 c.
22. Голубева, Г. А. Социология: учебное пособие для вузов / Г. А. Голубева, А. В. Дмитриева. – М.: ТетраСистемс, 2004. – 224 с.
23. Дауд, Т. Когнитивная гипнотерапия / Т. Дауд. - СПб., 2003.- 307 c.
24. Девиантное поведение: методология и методика исследования / редкол.: М. Е. Позднякова. - М. : Реглант, 2004. – 195 с.
25. Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупци / редкол.: М. Е. Позднякова, А. Л. Салагаева. – М.: Институт социологии РАН, 2008. - 306 с.
26. Дивицина Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска / Н. Ф. Дивицина. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 351 с.
27. Жуков, М. Н. Социально-педагогические основы профилактики правонарушений среди
В названные мероприятия, как правило, включается большое количество теоретической информации, ориентированной на формирование знаний, а не на формирование навыков здоровьесберегающего поведения. В большинстве своем программы построены бессистемно, непоследовательно, без учета реальных причин рискованного поведения и потребностей подростков. Как результат, подобная работа не приводит к предупреждению или изменению проблемного поведения.
Безусловно, межведомственное взаимодействие в вопросах профилактики поведения высокой степени риска подростков необходимо. Однако нужно понимать, что в профессиональную компетенцию врачей, сотрудников органов внутренних дел и наркоконтроля входит лишь первичная профилактика, а вопросы воспитания детей, состоящих на учете в государственных учреждени