Конституционные основы реализации свободы совести в РФ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы, включая свободу совести и свободу вероисповедания, высшей ценностью. По мнению большинства российских и зарубежных правоведов свобода совести и свобода вероисповедания, являются базисными основами построения общества и государственности.Обеспечение государством реализации этих свобод необходимо как для развития каждого отдельного человека, так и формирования полноценного гражданского общества. Как известно, Российская Федерация, являясь многоконфессиональной и многонациональной страной, уделяет особое внимание фундаментальным правам и свободам человека. Тем не менее, современное нормотворчество и последующая правоприменительная практика в сфере реализации свободы совести и свободы вероисповедания в последнее время вызывает много вопросов. Это отмечается многими правоведами и практикующими юристами, адвокатами.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ В РФ
1. Свобода совести как правовая категория
2. Конституционные основы свободы совести
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ С ПРАВОВЫМ ИНСТИТУТОМ СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА
1. Религиозное конституционное правосознание как фактор формирования правового светского государства
2. Свобода совести и другие конституционные права и свободы человека и гражданина в условиях формирования светского государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) – [Электронный ресурс] – http://kremlin.ru/acts/constitution (дата обращения: 14.11.2022).
Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2021) // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, № 39, ст. 4465
Авакьян, С. А. Конституционное право России. В 2-х т. Т. 1.: Учебный курс: Учебное пособие / С.А. Авакьян; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). – 4-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 743 с.
Андриченко, Л. В. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л. В. Андриченко и др.; под ред. В. А. Виноградова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 234 с.
Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. – 10-e изд., изм. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 421 с
Бурьянов С. А. Универсальные международно-правовые документы о свободе совести и защите от нетерпимости и дискриминации: проблемы и перспективы развития / С. А. Бурьянов // Международная защита прав человека и государственный суверенитет : Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 20 мая 2015 года / под общей редакцией Т.А. Сошниковой. – Москва: Московский гуманитарный университет, 2015. – С. 122
Жданова, Е. А. "Свобода совести" и "свобода вероисповедания": понятие и содержание / Е. А. Жданова // Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы : сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 частях, Пенза, 07 мая 2017 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – С. 106
Вопросы распространения религиозных убеждений являются крайне важными и актуальными, так как с одной стороны религиозная проповедь того или иного вероучения является неотъемлемой частью вероучительной практики религиозных объединений многих конфессий. Например, в Священной для христиан книге - Библии в Евангелии от Матфея сказано:«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Аналогичный призыв проповедовать Благую Весть содержится и в Евангелии от Марка. В христианстве это называется «Великим Поручением Иисуса Христа».С другой стороны, для духовенства и верующих любой религии смена этой религии является тяжким грехом. Поэтому деятельность различных проповедников, пытающихся переубедить последователей какой-либо конфессии и обратить их в свою веру, воспринимается ими очень болезненно. Особое негодование у некоторой части общества по этому поводу, в том числе в силу российской ментальности, вызывает миссионерская деятельность представителей так называемых «новых», «нетрадиционных» для России религиозных объединений. Таким образом, в нашей стране сложилась некая конкуренция или даже антагонизм между правом распространять свои религиозные убеждения и правом личности на защиту от навязываемых попыток изменить её религиозные воззрения.В зарубежной литературе деятельность по распространению религиозных убеждений обозначается термином «прозелитизм». В официальных документах некоторых конфессий это понятие носит негативный оттенок и трактуется как недопустимое и агрессивное «перетягивание» верующих одного религиозного объединения в другое.