Особенности института обращения граждан в системе обеспечения и защиты прав и законных интересов граждан
Введение
Работа с обращениями граждан это одно из важных направлений в деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений, а также организаций. Это подтверждается большим числом граждан РФ, которые обращаются в органы государственной и муниципальной власти с надеждой, что их обращения рассмотрены, просьбы и требования удовлетворены.Обращение граждан представляет достаточно сложный и разветвленный институт административного права. Этот важный способ “обратной связи”, помогающий расширить возможность участия граждан в управлении государственными делами необходим не только населению, но и в первую очередь самой власти. Кроме того, за счет такого отработанного механизма зачастую вскрываются не замеченные проблемы, возможные способы их разрешения, что в целом способствует улучшению работы системы государственного управления.
Содержание
Введение 4
Глава 1. Правовой институт обращения граждан в РФ 7
1.1. Определение института обращения граждан в системе права РФ 7
1.2.Правовая основа института обращения граждан 10
1.3. Содержание права граждан на обращение в органы местного самоуправления 14
Глава 2. Организация работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления 27
2.1. Теоретические основы производства с обращениями граждан в органах местного самоуправления27
2.2.Осуществление производства по рассмотрению жалоб в органах местного самоуправления31
Глава 3. Проблемы и перспективы повышения эффективности работы с обращениями граждан в органы местного самоуправления 36
3.1. Анализ работы практической деятельности в сфере работы с обращениями граждан в органы местного самоуправления ( на примере администрации муниципального образования «Икрянинский муниципальный район Астраханской области» 36
3.2. Основные направления и рекомендации по совершенствованию работы с обращениями граждан 47
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Список литературы
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Юрид. лит., 2009. - 64 с.
Федеральный закон от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Указ Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций»
Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года // Российская газета. 2008. 10 ноября
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003г. (по состоянию на 10 апреля 2009г.) – Новоибирск: Сиб. Универ. Изд-во, 2007
Указ Президента РФ от 3 апреля 1997 г. №288 "Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан" // Российская газета. - 1997. - № 71
Об общих принципах местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 (в ред. от 5 апреля 2010 г.; с изменениями от 8 мая 2010 г.) // Российская газета. 2003. 8 октября; Собрание законодательства РФ. 2008. №52. Ст. 6236; 2010. №15. Ст. 1736
О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ // Российская газета от 23 июля 1994 г. N 138-139.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета, N 256, 31.12.2001
Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452 // "Российская газета", N 171, 05.08.2005
Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17 декабря 2007 г. N 200. // Законность, 2008 г., N 4
Реализация гражданами наличествующего у них права на обращения позволяет выявлять недостатки в работе как государственных, так и муниципальных органов, что является основанием для дальнейшего совершенствования законодательства, регламентирующего общественные отношения в данной сфере.Изучив юридическую литературу, могу сделать вывод о том, что предпринимались неоднократные попытки сформировать сконструировать определения понятий «обращение» и «право на обращение» Так, С.А. Широбоков под обращениями понимал конкретное в письменной или устной форме волеизъявление индивида, направленное в органы государственной власти или местного самоуправления, в видах, обеспечивающих реализацию, предоставление, защиту или восстановление нарушенных прав и свобод . Право на обращение подразумевает под собой обращение отдельных граждан (либо их коллектива) к соответствующих компетентным органам, целью которого является восстановление нарушенных прав и законных интересов (как лично обратившегося лица, так и других граждан) и которое отражает общественное мнение по вопросу участия в управлении обществом либо государством.По мнению А.П. Любимова, право на обращение есть право граждан обращаться в устной или письменной форме с заявлениями, жалобами, предложениями, адресованными органам, компетентным решить вопрос . Эту точку зрения разделяет и А.А. Дворак .Более полное определение обращений дает В.Г. Румянцева. По ее мнению, обращения представляют собой комплексный институт, регламентированный нормами национального и международного законодательства, закрепляющего право граждан и их коллективов обращаться устно или письменно в органы управления в целях реализации и защиты своих прав, прав и свобод третьих лиц, права на управление государством .