Анализ основных элементов системы профессионального развития государственных гражданских служащих
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня для государственных гражданских служащих вопрос профессионального роста и совершенствования имеющихся возможностей стоит довольно остро, а карьерный рост определяется значимым критерием при отборе соответствующей должности.
Проводимые реформы в области государственного управления, как у нас, так и в зарубежных странах направлены на совершенствование института государственной службы. Особое внимание здесь уделяется компетентности и профессионализму служащих, развитию у них необходимых личностных и профессиональных качеств, способствующих оптимальному решению поставленных задач.
Профессиональное развитие государственного гражданского служащего является неотъемлемой частью повышения эффективности государственного управления, совершенствования удовлетворения потребностей граждан, повышения качества предоставления государственных услуг. Спрос на профессионала в любой области всегда является высоким, а в случае с государственным управлением, он становится необходи
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАР СТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ….6
2.1. 1.1. Сущность и организационно-правовые подходы к исследованию профессионального развития государственных гражданских служащих….6
2.2. 1.2. Механизм организации профессионального развития государственных гражданских служащих ………………………………………………………...16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ…... 29
2.1. Анализ численности госслужащих по ветвям власти, их дополнительное образование на федеральном и региональном уровнях …..29
2.2. Исследование системы управления профессиональным развитием государственных гражданских служащих на федеральном и региональном уровнях ………………………41
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ………………….69
3.1. Основные направления совершенствования системы управления профессиональным развитием госслужащих ………………………………69
3.2. Трансформация системы управления кадрами с ориентацией на развитие новых компетенций государственных служащих …………………79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….. 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.04.2023). // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023 № 26-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru.
5. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 05.12.2022) // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.
6. Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 "О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» (вместе с "Положением о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации")// СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.
7. Постановление Правительства РФ от 18.05.2019 № 619 "О государственном образовательном сертификате на дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего Российской Федерации" (вместе с "Положением о государственном образовательном сертификате на дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего Российской Федерации")// СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.
8. Постановление Правительства РФ от 18.05.2019 № 618 "Об утверждении Положения о прохождении служебной стажировки государственными гражданскими служащими Российской Федерации"// СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru.
9. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2019 г.
Из общего числа обученных государственных гражданских служащих федерального уровня по ветвям власти в 2021 году 80,3% принадлежит служащим исполнительной власти, 19,2% – служащим судебной власти и прокуратуры, 0,3% – служащим законодательной власти (Рис. 4 ).
Рисунок 3 – Дополнительное профессиональное образование кадров государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации по ветвям власти в 2021 году, в %
Рисунок 4 – Дополнительное профессиональное образование кадров федеральной государственной гражданской службы по ветвям власти в 2021 году, в %
На региональном уровне в 2021 году численность государственных служащих, получивших дополнительное профессиональное образование, составило 89921 человек, что на 2777 человек меньше по сравнению с 2020 годом. По категории «руководители» прошли 20901 человек, из них служащие на высших должностях –56, главные специалисты – 1289, ведущие специалисты – 19556 человек