Административное правонарушение как основание применения юридической ответственности (по материалам органов внутренних дел Республики Крым)
Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования проблем административных правонарушений определена преобразованиями, происходящими во многих сферах жизни общества, а также особой ролью юридической ответственности в правовой системе. Это проявляется в основаниях ее возникновения, задачах, целях, функциях и как итог в эффективности юридической ответственности. От верного определения целей, задач и оснований юридической ответственности, зависит деятельность правоприменителя и законодателя, состояние должной защищенности прав и свобод человека и гражданина.
Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретико-правовая характеристика административного
правонарушения как основания юридической ответственности 8
Понятие и признаки административного правонарушения 8
Сущность юридической ответственности за административные
правонарушения 15
Принципы законодательства об административных правонарушениях 21
Глава 2. Квалификация и юридический состав административного
правонарушения 30
2.1 Объективная сторона и объект административных правонарушений 30
2.2 Субъективная сторона и субъект административных правонарушений 37
2.3 Предметная классификация видов административных правонарушений 44
Глава 3. Особенности применения юридической ответственности за
административные правонарушения органами внутренних дел 55
3.1 Применение органами внутренних дел законодательства субъектов РФ,
устанавливающего административную ответственность за отдельные виды
административных правонарушений 55
3.2 Проблемы установления вины как основания привлечения к
ответственности за административное правонарушение 64
3.3 Производство по делам об административных правонарушениях,
осуществляемое органами внутренних дел 74
Заключение 90
Список используемых источников 96
Приложения
Список используемых источников
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря. с изм. и доп. в ред. от 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. с изм. и доп. в ред. от 16.04.2022.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. с изм. и доп. в ред. от 29.12.2022.
5. Федеральный закон от 03.07.2016 № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4259.
6. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4159. с изм. и доп. в ред. от 29.12.2022.
7. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 26 (Часть I). Ст. 3851.
8. Федеральный закон от 22.12.2014 № 437-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движени
Гораздо сложнее оказалось сформулировать понятие и признаки вины юридического лица, поскольку речь идет о коллективном субъекте и его органе управления. В качестве основания для признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения выдвигается следующее положение: если у юридического лица имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, то оно признается виновным. При этом учитываются признаки вины умышленной и неосторожной[1].
Субъективную сторону административного правонарушения, наряду с виной, могут характеризовать мотив и цель. В отличие от вины, являющейся обязательным элементом, цель и мотив - элементы факультативные. Они иногда включаются в конкретные статьи КоАП РФ и тогда становятся признаками состава, обязательными для признания того или иного деяния административным правонарушением. Например, часть 2 статьи 20.3 КоАП РФ устанавливает ответственность, в частности, за приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленное на их пропаганду. Отсутствие при приобретении указанных атрибутики или символики цели их сбыта исключает возможность квалификации деяния в качестве административного правонарушения по данной статье.
Если же в КоАП РФ или других законах упоминание о конкретных целях и мотивах отсутствует, эти признаки должны учитываться правоприменителем только при определении вида и размера административного наказания, назначаемого виновному лицу.
Итак, по неосторожности могут быть совершены только административные правонарушения с материальным составом. Умышленно могут совершаться административные правонарушения как с материальным, так и с формальным составом.
Квалификация по субъекту имеет целью установление соответствия признаков, характеризующих лицо, совершившее деяние, признакам субъекта, содержащимся в составе административного правонарушения.
Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо.
КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности для физических лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста (часть 1 статьи 2.3 КоАП РФ).
Субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности[2].
[1] Деркач Т.А. Юридические лица как особые субъекты административной ответственности // Административное право и процесс. 2019. № 3. С. 33.
[2] Кодекс об административных правонарушениях РФ. Комментарий 2022: [Электронный ресурс]. URL: http://www.kodap.ru/ (дата обращения: 03.01.2023).