Взаимосвязь самооценки и общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является главной ступенью становления личности. В дошкольном возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке. На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных людей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает складываться умение правильно оценивать себя.Самооценка личности во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта.Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности. С первых проявлений самостоятельности в раннем детстве и до конца активной жизни человека потребность в реализации является одной из наиболее важных и существенных движущих сил его развития.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..........3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ И ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Современное психологическое понимание самооценки…………………....6
1.2 Общение со сверстниками: понятие, способы выражения………………...10
1.3 Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста…….16
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и ход эмпирического исследования…………………….........22
2.2 Результаты эмпирического исследования…………………………..........29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………….........39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………….........41
СПИСОК
Абрамова, Г.С. Возрастная психология учебник для студентов ВУЗов / Г.С. Абрамова. Екатеринбург: Деловая книга, 2009. – 324 с.
Авдулова, Т.П., Кузнецова О.В. // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2008. №1
Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений [Текст]/Г. М. Андреева. ― 5-е изд., испр. и доп. ― Москва: Аспект Пресс, 2003. ― 364 с.
Болотова А. К. Развитие самосознания личности: Временной аспект// Вопросы психологии. – 2006, № 2. – С. 116 – 125.
Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учеб. пособие для СПО / В. Н. Белкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 170 с.
Волков Б. С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Н.В. Волкова. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2007.- 287с.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педа¬гогическое общество России, 2003. - 512 с.
Давыдов, В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2009. – 341 с.
Деркач А.А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития// Мир психологии. – 2005, № 3.
Захарова, А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 2010. - 145 с.
Зинько Е.В.Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. - 2006. том 27, № 3. – С. 18-30.
Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто; 2-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2008.- 568 с.: ил.
Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах/общие и возрастные особенности/: учеб. пособие-2-е изд., доп.-Мн., Тетрасистемс, 2000. - 342 с.
Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Она является не только оценкой самого себя, собственных достоинств и недостатков, но и оценкой качеств и своего места среди других людей, что, в свою очередь, является одним из важнейших регуляторов поведения личности.В работах отечественных психологов (Дульнеев Г.М., Ушакова И.П., Божович Л.И., Липкина А.И., Лисина М.И., и др) показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека – восприятие, представление, решение интеллектуальных задач, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации –преобразование путем воспитательного воздействия на личность.Самооценка является важным регулятором поведения человека, от которого зависят отношения человека с внешним миром, требовательность к себе, отношение к успеху и неудаче. Таким образом, самооценка влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. [2, с. 41]В современной психологической науке существуют различные типы самооценок, которые отражают характеристики объектов оценки, а так же качественные и количественные характеристики самой оценки.Формируясь в раннем детстве, самооценка личности длительное время остается довольно пластичной, что позволяет создать некоторые условия для ее изменения в случае нарушения адекватности и позитивности.