Взаимосвязь самооценки и общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте

Скачать дипломную работу на тему: Взаимосвязь самооценки и общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. В которой определено общение со сверстниками детей старшего дошкольного возраста. Изучено современное психологическое понимание самооценки.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.03.2025
Объем файла
109 Кб
Количество страниц
33
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является главной ступенью становления личности. В дошкольном возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке. На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных людей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает складываться умение правильно оценивать себя.Самооценка личности во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта.Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности. С первых проявлений самостоятельности в раннем детстве и до конца активной жизни человека потребность в реализации является одной из наиболее важных и существенных движущих сил его развития.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..........3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ И ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Современное психологическое понимание самооценки…………………....6
1.2 Общение со сверстниками: понятие, способы выражения………………...10
1.3 Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста…….16
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и ход эмпирического исследования…………………….........22
2.2 Результаты эмпирического исследования…………………………..........29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………….........39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………….........41

СПИСОК
Абрамова, Г.С. Возрастная психология учебник для студентов ВУЗов / Г.С. Абрамова. Екатеринбург: Деловая книга, 2009. – 324 с.
Авдулова, Т.П., Кузнецова О.В. // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2008. №1
Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учеб­ных заведений [Текст]/Г. М. Андреева. ― 5-е изд., испр. и доп. ― Москва: Аспект Пресс, 2003. ― 364 с.
Болотова А. К. Развитие самосознания личности: Временной аспект// Вопросы психологии. – 2006, № 2. – С. 116 – 125.
Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учеб. пособие для СПО / В. Н. Белкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 170 с.
Волков Б. С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Н.В. Волкова. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2007.- 287с.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педа¬гогическое общество России, 2003. - 512 с.
 Давыдов, В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2009. – 341 с.
Деркач А.А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития// Мир психологии. – 2005, № 3.
Захарова, А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 2010. - 145 с.
Зинько Е.В.Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. - 2006. том 27, № 3. – С. 18-30.
Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто; 2-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2008.- 568 с.: ил.
Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах/общие и возрастные особенности/: учеб. пособие-2-е изд., доп.-Мн., Тетрасистемс, 2000. - 342 с.

Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Она  является не только оценкой самого себя, собственных достоинств и недостатков, но и оценкой качеств и своего места среди других людей, что, в свою очередь, является одним из важнейших регуляторов поведения личности.В  работах  отечественных  психологов  (Дульнеев  Г.М.,  Ушакова  И.П.,  Божович  Л.И.,  Липкина  А.И., Лисина  М.И.,  и  др)  показано  влияние самооценки  на  познавательную  деятельность  человека  –  восприятие, представление,  решение  интеллектуальных  задач,  определены  приемы формирования  адекватной  самооценки,  а  в  случае  ее  деформации  –преобразование  путем  воспитательного  воздействия  на  личность.Самооценка является важным регулятором поведения человека, от которого зависят отношения человека с внешним миром, требовательность к себе, отношение к успеху и неудаче. Таким образом, самооценка влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. [2, с. 41]В современной психологической науке существуют различные типы самооценок, которые отражают характеристики объектов оценки, а так же качественные и количественные характеристики самой оценки.Формируясь в раннем детстве, самооценка личности длительное время остается довольно пластичной, что позволяет создать некоторые условия для ее изменения в случае нарушения адекватности и позитивности.