Разработка новых организационно-правовых механизмов противодействию коррупции
ВВЕДЕНИЕ
Коррупция является существенной системной проблемой, характерной не только для России, но и для большинства стран мира. В этой связи одной из первостепенных задач в последние годы, поставленных на государственном уровне в России, стало противодействие коррупции.Понятие коррупции определено Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), в соответствии с которым она представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ЯВЛЕНИЯ
1.1. Сущность коррупции, виды и их особенности
1.2. О подходах к определению коррупции на государственной службе в Российской Федерации в контексте правового, социального и этического явления
1.3. Правовые аспекты регулирование противодействия коррупции на гражданской государственной службе и организации антикоррупционной деятельности
Глава 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Актуальные проблемы организационно-правового регулирования антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов в системе идентификации коррупционных рисков: виды, объекты, субъекты.
2.1. Проблемы организации и деятельности субъектов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в деятельности прокуратуры
2.3. Проблемные вопросы противодействия коррупции в процессе осуществления закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд
2.4. Дисциплинарные проступки обусловленные коррупционными проявлениями и дисциплинарная ответственность
Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА ГРАЖДАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Предложение по внедрению новой методики выявления и идентификации коррупционных рисков посредством информационных технологий
3.2. Усовершенствования организационно-правовых механизмов противодействия коррупции на гражданской государственной службе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
СПИСОК
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант- Плюс» (дата обращения: 13.02.2013).)
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30.10.2021) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения 27.01.2023).
О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ; в ред. от 30.12.2021 // КонсультантПлюс: справочно-правовая Куракин система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения 11.02.2023).
О противодействии коррупции [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ; в ред. от 01.04.2022 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения 29.01.2023).
Об основах общественного контроля в Российской Федерации [Электронный ресурс] :федер. закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ //
Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция)
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)
Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Федеральный закон № 172-ФЗ от 17 Июля 2009 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения 27.01.2023).
В вопросе определения понятии и сущности коррупции как социального явления присутствует довольно широкий спектр мнений, обусловленный как объективными, так и субъективными факторами. Объективные факторы, предопределяющие плюрализм мнений связаны со сложностью и многообразием рассматриваемого явления. В свою очередь, субъективные факторы связаны с тем, что потребность в синтезированном исследовании феномена коррупции, предполагает изучение сложных, комплексных взаимосвязей и взаимообусловленностей организационно-правовых и политико-правовых механизмов деятельности государственных органов, к которым относятся правовое регулирование и государственное управление как самостоятельные феномены.Рассмотрим имеющиеся понятия коррупции исходя из вышеуказанных взаимообусловленностей и взаимосвязей в процессе правового регулирования и государственного управления в контексте социального явления.В юридической энциклопедии термин коррупция определяется как «преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения» [125, C.247].А. И. Долгова определяет коррупцию как «социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» [79, С. 25].Н. Ф. Кузнецова определяет коррупцию как «общественно опасное явление, выражающееся в подкупе служащих государственного аппарата и негосударственных структур» [80, С.112].