Правовое регулирование водопользования в Российской Федерации
Введение
Одним из важнейших прав человека, провозглашённых Конституцией России, является право на благоприятную окружающую среду. Однако осуществить это право становится всё труднее, а глобальная проблема загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает в нашей стране особенно острые формы. Причины тому кроются в сохранившемся до сих пор потребительском отношении к природе. Человек во все периоды своего развития использовал природу и вступал с ней во взаимодействие. Формы и способы этого взаимодействия волновали его всегда и стали одной из важных проблем человечества. Но на различных этапах развития человек по–разному подходил к ее решению. Технический прогресс сильно и безжалостно нарушает природную гармонию, нанося непоправимый вред, что в конечном итоге пагубно сказывается на здоровье людей. Всем известно, что распространение и само существование растений и животных на нашей планете неразрывно связано с наличием пригодной для их жизни воды.
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Содержание право водопользование и правовое регулирование водопользование в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
§1 .Содержание право водопользование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§2.Виды право водопользование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
§3.Обьекты право водопользования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
§4.Субькты право водопользования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Глава 2. Контроль и надзор в сфере водопользования . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
§1.Органы управление ,осуществляющие управление в сфере водопользования: виды , функции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
§2.Пути совершенствования контрольно надзорных полномочий в сфере водопользования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Глава 3. Особенности юридической ответственности за нарушение требование в сфере водопользование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
§1.Административная ответственность за нарушение требований в сфере водопользования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
§2.Уголовная ответственность за нарушение требований в сфере водопользования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
§3.Гражданско- правовая ответственность за нарушение требований в сфере водопользования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Библиография
I.Нормативные правовые акты и другие официальные документы.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Режим доступа URL: http://www.pravo.gov.ru;
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Режим доступа URL: http://www.pravo.gov.ru;
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2022). // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;
- Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 23, ст. 2381;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1;
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.09.2022) // Режим доступа URL: http://www.pravo.gov.ru;
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. 26.03.2022) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Феднерации. 2002. № 2. Ст. 133;
- Федеральный закон от 15.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» //Собрание законодательства РФ, 1995, №12, ст.1024;
В законодательстве нет нормы, которая бы исчерпывающим образом определила круг субъектов права водопользования. Но нет и нормы, абсолютно запрещающей тем или иным субъектам пользование водами в любом виде. Отсюда можно сделать вывод, что законодатель признает субъектами права водопользования вообще всех без исключения субъектов права: предприятия, учреждения, организации и граждан, нуждающихся в пользовании водами для правомерной деятельности.
Право специального водопользования принадлежит тем субъектам, которые являются владельцами (на правах собственности или оперативного управления) сооружений и устройств, при помощи которых они осуществляют пользование водами. Этим субъектам выдаются разрешения государственных органов по регулированию использования и охране вод на право добычи воды или сброса сточных вод, эксплуатации плотин, причалов, плавучих средств и т.п. Но если по тем или иным причинам указанные субъекты утрачивают право собственного или оперативного управления на водохозяйственные сооружения, то они утрачивают вместе с тем и права специального водопользования, связанные с эксплуатацией данных сооружений. Если водохозяйственные сооружения переходят из собственности или оперативного управления одного субъекта в собственность или оперативное управление другого, то и право специального водопользования переходит от одного субъекта к другому. Юридическим моментом перехода права водопользования в рассматриваемых случаях является факт перерегистрации водопользования в установленном порядке (отметка в техническом паспорте на водохозяйственное сооружение, отметка в судовом реестре и судовом свидетельстве).
Что касается права общего водопользования, то оно, как известно, представлено всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям непосредственно по закону для пользования водами без применения сооружений и устройств, влияющих на состояние вод, и не требуют какого бы то ни было разрешения государственных органов. Право общего водопользования является сугубо личным. Оно не может передаваться или передвигаться.
Право общего водопользования в процессе его осуществления ни в какой мере не фиксируется, не подлежит государственной регистрации.
Мы не задумываемся над тем, что стакан газированной воды стоит столько же, сколько сотни литров питьевой воды. Эта сумма незаметна в личном бюджете, но заметна в бюджете государства. Ведь в цену воды входит стоимость строительства и эксплуатации сложнейших сооружений многоступенчатой системы очистки, тысяч километров труб, мощных источников энергии.