Исключительные права на фирменное наименование и коммерческое обозначение: особенности правового режима
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития России и становления правового государства неизмеримо возросло значение интеллектуальной собственности. Особенно это касается коммерческой сферы, где на первый план выходит ?имя? предпринимателя.
Как следствие, правовое регулирование использования фирменного наименования и коммерческого обозначения в гражданском законодательстве Российской Федерации обусловлено тем, что они являются важными инструментами для создания имиджа бизнеса в представлении нынешних и потенциальных клиентов или для локализации бизнеса на рынке.
Вместе с тем, несмотря на свою важность, в научной среде фирменному наименованию и коммерческому обозначению уделялось мало внимания при характеристике средств индивидуализации. Данная ?обделённость? не должна пройти мимо. Как следствие, выбор темы исследования определен, в т.ч. и этим фактором.
В настоящее время вопросы о передаче права на использование средств индивиду
Оглавление
Введение………………………………………………………….………..………3
Глава 1. Фирменное наименование: особенности правового режима…......…..6
1.1. Понятие и субъекты обладания исключительным правом на фирменное наименование……………………………………………………………..……….6
1.2. Требования, предъявляемые к фирменному наименованию…….……….10
1.3. Особенности правовой регламентации использования и распоряжения фирменным наименованием………………………………………….…………15
Глава 2. Правовая характеристика коммерческого обозначения и особенности правового режима в сравнении с фирменным наименованием………...…….23
2.1. Понятие и признаки коммерческого обозначения, субъекты обладания исключительным правом на коммерческое обозначение……………………..23
2.2. Сравнительная характеристика правового режима фирменного наименования и коммерческого обозначения…………………………...…….26
2.3. Вопросы правоприменительной практики защиты прав на коммерческое обозначение и фирменное наименование…………………………………….35
Заключение………………………………………………..….…………...……...43
Список используемой литературы ……………………………...…...…………48
Список используемой литературы
I. Нормативные правовые акты
1.Конвенция по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883, ред. от 02.10.1979) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5111/(дата обращения 01.05.2019)
2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // http://www.pravo.gov.ru/. 2016. (дата обращения 01.05.2019)
3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Российская газета. № 289.2006.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Российская газета. № 23.1996. № 24
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018)// Российская газета. №238-239.1994
6. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // СЗ РФ. 1996.№ 3. Ст. 145.
7.О банках и банковской деятельности: Закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 27.12.2018) // Российская газета. № 27.1996.
8. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон от 16 июля 1998г. N 102 ФЗ //СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3400.
9. Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования ?Российская Федерация? или ?Россия?, а также слов, производных от этого наименования: Постановление Правительства РФ от 03.02.2010 № 52 (ред. от 25.09.2017) // СЗ РФ.2010. № 6. Ст. 660.
II. Учебная и научная литература
10. Абдурахманова Т. Д.Коммерческая концессия, франчайзинг //20 лет Гражданскому кодексу Российской Федерации : материалы Международной научнопрактической конференции. М., 2016. С. 170-175 .
11. Александрова А.П. Защита социально-экономических прав и свобод: Общетеоретический анализ: Авто
использование сокращенного фирменного наименования, сходного до степени смешения с фирменным наименованием истца, в отношении деятельности ?управление эксплуатацией жилого фонда (код ОКВЭД 70.32.1), ?управление эксплуатацией нежилого фонда (код ОКВЭД 70.32.2). Решением суда исковые требования удовлетворены в полном объеме. На основании ч. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1473, ст. 1475, п. п. 1, 3, 4 ст. 1474 ГК РФ суд пришел к выводу, поскольку произвольная часть фирменных наименований истца и ответчика обладала признаками сходства до степени смешения, фирменное наименование истца было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование ответчика, истцом и ответчиком осуществлялась одна и та же деятельность по управлению жилым фондом. При этом суд отклонил ссылку ответчика на отсутствие между сравниваемыми фирменными наименованиями сходства до степени смешения в связи с частым использованием слова ?комфорт? в фирменных наименованиях организаций, осуществляющих управление жилым фондом, т.к. судами