Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
ВВЕДЕНИЕ
Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется незначительным. При большой общественной опасности данных преступлений противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов. Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение.
Новые подходы законодателя к регламентации ответственности за преступления против государства и отсутствие по этим вопросам достаточного количества публикаций, системного изложения проблемы, неполное исследование общего понятия и признаков преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства привели к необходимости разработки названных положений в целях устранения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ........................................................................................................... 3
Глава 1. Основные положения о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления ............................................. 8
1.1. История развития законодательства о преступлениях, предусмотренных гл. 30 УК РФ ....................................................................... 8
1.2. Понятие, содержание и отличительные особенности должностных преступлений ...................................................................................................... 18
1.3. Актуальные проблемы квалификации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления ................................................................... 39
Глава 2. Состояние и перспективы дифференциации уголовной ответственности за преступления гл. 30 УК РФ ........................................ 53
2.1. Характер общественной опасности: проблемы дифференциации уголовной ответственности за преступления в сфере осуществления публичной власти ............................................................................................... 53
2.2. Роль типовой степени общественной опасности в дифференциации уголовной ответственности за посягательства публичных служащих ................. 67
2.3. Значение санкций и примечаний гл. 30 УК РФ в дифференциации уголовной ответственности ........................................................................................ 82
Заключение ........................................................................................................ 101
Список литературы ......................................................................................... 107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативные правовые акты и иные документы
Конвенция ООН против коррупции (принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г.) // Официальный сайт ООН, раздел «Конвенции и соглашения»: URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовойинформации http://www.pravo.gov.ru - 04.07.2020.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 08.12.2020, с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.12.2020.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.12.2020.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020, с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 31.07.2020.
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208) // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 20. – Ст. 2902.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Сайт Верховного Суда РФ: URL: http://www.vsrf.ru.
В настоящее время большинством юристов признается, что частнопрактикующие нотариусы являются частными служащими, а их служебные правонарушения не причиняют вреда интересам государственной власти. Об этом свидетельствует расположение ст. 202 в гл. 23 УК. Сторонники такого подхода отмечают: несмотря на то, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, осуществляют общесоциальные задачи, они не состоят на службе у государства, не подчиняются чиновникам госаппарата и могут быть уволены со службы исключительно по решению суда. Они финансируются не за счет государства, а получают денежное вознаграждение, обусловленное соглашением с клиентом, им не свойственна функция государственного контроля, за свои действия они несут не должностную, а материальную ответственность.
Нотариусы, в том числе и частнопрактикующие, наделены государством властными полномочиями. Например, они уполномочены налагать запрет на отчуждение имущества, совершать исполнительные надписи (взыскание по которым производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений), обеспечивать доказательства. Более того, совершение любого нотариального действия представляет собой не что иное, как удостоверение определенного юридического факта, с которым закон связывает определенные правовые последствия (обязательные для исполнения) как для лица, обратившегося за совершением нотариального действия, так и, нередко, для иных лиц (например, действительность сделки и пр.), и в силу этого само по себе представляет такой юридический факт .
Наличие правомочий совершать распорядительные акты, обязательные для выполнения лицами, не находящимся в служебной подчиненности, т.е. властных полномочий - существенный признак представителей власти как разновидности публичных служащих.