Гостиницы – учреждения с постоянным массовым пребыванием людей
Введение
Экономический строй представляет собой одну из важнейших составляющих общественного устройства любого государства, отражающую характер взаимоотношений между различными субъектами хозяйственной деятельности, формы собственности и способы распределения ресурсов. Россия, как современное федеративное государство с социально ориентированной рыночной экономикой, закрепила основы своего экономического строя в Конституции Российской Федерации 1993 года.
Исследование конституционных основ экономического строя имеет особую значимость в условиях динамичного развития российской экономики, изменения международных экономических отношений и глобальных вызовов современности. Экономический строй оказывает непосредственное влияние на стабильность общества, уровень жизни населения, степень инвестиционной привлекательности страны и её конкурентоспособность на мировой арене.
Содержание
Глава 1. Теоретические и исторические аспекты конституционного регулирования экономического строя. 6
1.1. Понятие конституционного строя и конституционных основ экономического строя 6
2.1 Общая характеристика конституционных принципов экономического строя Российской Федерации. 16
2.2 Роль и влияние конституционного регулирования на конституционную модель экономики России. 27
Список использованных источников
Нормативные правовые акты:
Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик [Текст]: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 окт. 1977 г. - Москва: Верховный Совет СССР. – Доступ из справочно-правовой системы Гарант. – Текст: электронный.
Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993): текст с изм. и доп. вступ. в силу от 01.07.2020): [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениям, одобренные в ходе общероссийского голосования от 01.07.2020]. – Москва, 2024. – Текст: непосредственный.
Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025). Москва. 2025. Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст: электронный.
Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ: [принят Государственной Думой 16 июля 1998 года: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года]. – Москва, 2025. – Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст: электронный.
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1994 г.: [подписан Президентом РФ 1 июля 1994 г.] – Москва, 2025. – Доступ из справочно-правовой системы Гарант. – Текст: электронный.
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации" – Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст: электронный.
Исследование влияния конституционных предписаний на экономическую реальность представляет собой одну из наиболее сложных и перспективных сфер как для теоретического осмысления, так и для практической реализации.
В современной России идеи конституционной экономики вошли в научный дискурс примерно в середине 1990-х годов. В этот период в отечественной социально-экономической науке наблюдался всплеск позитивизма, поэтому теория конституционной экономики перешла на российскую почву без своей философской и методологической базы. Западное интеллектуальное наследие не было близко мировоззрению значительной части российских ученых, сформировавшемуся в советской социокультурной и политической реальности. Оставив в стороне вопросы экономической философии, российские правоведы и экономисты сосредоточились на прикладных проблемах, связанных с анализом влияния конституционных принципов на экономику переходного периода. Среди прочего, эксперты, поддерживавшие российских реформаторов, высоко оценили идею о том, что закрепление в Конституции экономических правил и ограничений может способствовать укреплению правового государства в России, переходу к рыночной экономике и экономическому развитию.
Конституционная модель российской экономики основана на концепции устойчивого развития, равной защите всех видов собственности, сочетании преимуществ, связанных с рынком и государственным регулированием. В целом она соответствует модели государства всеобщего благосостояния[1]. Выбор именно этой экономической концепции обусловлен социальной природой государства, которая закреплена в ст. 7 Конституции Российской Федерации[2]. Это означает, что государство обязано построить такую систему распределения общественного богатства, которая обеспечивала бы достойную жизнь и свободное развитие личности каждого гражданина, а также поддержку уязвимых социальных групп.
В Конституции Российской Федерации все статьи и положения тесно взаимосвязаны и относятся к социально-экономической системе государства. Они устанавливают основные принципы и задают вектор развития этой системы. При этом ни одна статья Конституции не посвящена напрямую экономическим вопросам. Однако, все положения Конституции, включая её преамбулу, имеют отношение к этой сфере.