Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей-инвалидов в образовательных учреждениях
ВВЕДЕНИЕ
Проблема совершенствования условий и выработки эффективных технологий социализации и социально-культурной интеграции детей-инвалидов в последнее время приобретает особую актуальность. Это связано с ухудшением важнейших параметров среды жизнедеятельности, в которой происходит формирование и развитие личности ребенка, обусловленным ограниченными возможностями социальных институтов, призванных обеспечивать коррекцию и развитие личности ребенка, сложностью социально-педагогических и психологических проблем, возникающих в процессе коррекционной деятельности.В Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию сказано: «важно сохранить глубину и фундаментальность отечественного образования. Учебных часов из школьной программы здесь явно будет недостаточно, поэтому нужны проекты в театре, кино, на телевидении, музейных площадках, в интернете.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
1. Социокультурные практики в образовательной деятельности
2. Основные формы реализации социокультурных практик в образовательных учреждениях
3. Состояние и тенденции детской инвалидности в России
4. Дети-инвалиды как особый объект социальной поддержки
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК КАК РЕСУРСА ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МАХАЧКАЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ОАНО «ШКОЛА ИМ. А. ЮСУПОВА»)
1. Социокультурные технологии российской практики реабилитации детей инвалидов
2. Роль дополнительного образования в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
3. Автогородок: инновационный центр социализации для детей с инвалидностью и ОВЗ на базе ОАНО «Школа им. А. Юсупова»
4. Опыт формирования духовно-нравственных ценностей школьников на основе культурных, исторических, религиозных ценностей и традиций Дагестана в ОАНО «Школа им. А. Юсупова»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абдулманапов П.Г. Роль миграции в развитии республики Дагестан // Региональная экономика: теория и практика. 2012. №39. С. 64-68
Абидов М. Х. Трудовая миграция в республике Дагестан // Вопросы структуризации экономики. 2013. №4. С. 263-265.
Аверин А. Н. Механизм социальной политики в современной России и некоторые результаты ее реализации / А. Н. Аверин // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 2. - С. 99-113.
Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ // Дефектология. - 2001. - No3. - С. 10-17.
Артемьева Г. Н. Взаимодействие семьи и воскресной школы в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся // Вестник НВГУ. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-semi-i-voskresnoy-shkoly-v-protsesse-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-obuchayuschihsya (дата обращения: 11.05.2021).
Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. // Внешкольник. Дополнительное образование детей. 1997. - №.9.
Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2012.
Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н., Антонова Е.В. Проблемы детской инвалидности в современной России // Вестник РАМН. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-detskoy-invalidnosti-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 10.05.2022).
Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология.– М.: Триада-Х; 2011. – 672 с.
Баринова Г.В. Содержание инвалидности: рефлексивный анализ // Дискуссия. 2015. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-invalidnosti-refleksivnyy-analiz (дата обращения: 17.04.2022).
Битинас Б. П., Голубев И. К. Введение в диагностику воспитания. М., 1989. 158 с.
Брунер Жд. Культура образования /Жд. Брунер. - М.: Просвещение, 2006.
В контексте идей В.И. Слободчикова, образование - это социокультурное пространство, «то есть место, где зарождаются, складываются цели, ценности и смыслы человеческого бытия, где человеком осваиваются способы их воплощения в своей и другой жизни». В этой связи обучающийся должен овладеть современным «багажом» социокультурных средств, адекватных той культуре, в которой они живет, а также поиском способов её преобразования.Рассматривая практику как всеобщий способ бытия, отметим, что решающую роль для выращивания индивидуальности выполняет гуманитарная социокультурная практика, т.е. практика созидающая, практика, которая становится «практикой становления именно «человеческого в человеке»» (В.И. Слободчиков) на основе освоения индивидом норм, ценностей, способов действия.При этом современное образование рассматривается как важнейшая и сложнейшая форма общественной практики, обеспечивающая адаптацию обучающихся к новым жизненным реалиям, возможность воспроизводства социального опыта. Внутри этой формы сосуществуют более мелкие ранги практики. Социокультурная практика выражает специфику человеческого отношения учащихся к миру и способов их бытия в мире. Она учитывает взаимосвязь познавательного, чувственно-эмоционального и волевого, обеспечивая духовно-практическое освоение социокультурного пространства в ходе инициации социальных проектов.