Особенности оптико-пространственного гнозиса у детей с ОВЗ
ВВЕДЕНИЕ
Сенсорное развитие ребенка так и остается важным компонентом для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие, восприятия и представлений о внешних свойствах предметов, играет очень важную роль в общем ходе умственного развития детей. Оно проходит замедленно если отсутствует специальное сенсорное воспитания в раннем детстве и начальных классах. К сожалению, сенсорное развитие не всегда повышается до нужного уровня, который необходим для обеспечения дальнейшего полноценного развития познавательной деятельности ребенка, его подготовки ко всем видам физического и умственного труда, успешного обучения в школе, частью которых является восприятие [13, 100].
Сенсорное развитие, направленное на получение полноценного интеллектуального рaзвития, является одной из самых основных сторон дошкольного и школьного воспитaния. Так считaли выдaющиеся зарубежные ученые в области дошкольной педaгогики (О. Декроли, М. Монтессори, Ф. Фребель)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И ИНТЕЛЕКТА………………………………........
1.1. Дети с сенсорными нарушениямт и нарушениями интеллекта…………….
1.2. Особенности речевого развития у слобовидящих детей……………………
1.3. Способы и приемы коррекции грамматического строя речи у детей с нарушениями зрения и интелекта…………………………………………………
1.4. Научно-методические основы организации коррекцинно-педагогического процесса…………………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА…………………………………….
2.1. Логика проведения исследования…………………………………………….
2.2. Методика обследования грамматической стороны речи и оптико-пространственного гнозиса у слабовидящих детей с нарушениями интеллекта………………………………………………………………………….
2.3. Проведение первичной диагностики и ее результаты………………………
2.4. Содержание коррекционной работы при нарушениях оптико-пространственного гнозиса у детей 8-9 лет с нарушениями зрения и интеллекта………………………………………………………………………….
2.5. Контрольная диагностика и ее анализ……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Директ-Медиа, 2008. – 4591 c.
2. Волосовец Т.В. Организация и содержание инклюзивной практики в группах комбинированной направленности. – М., 2014.
3. Жигорева М.В.Коррекционная работа в ДОО (по образовательным областям.–М.: ФГБОУ ВПО Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, 2014.
4. Козлова, С.М., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.М. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2007. – 416 с.
5. Кутепова Е.Н. Организация и содержание инклюзивной практики в группах комбинированной направленности.– М.: Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ, 2014.
6. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет [Текст]./ И.Ф. Мулько. - М.: Детство-Пресс, 2010 - 96 с.
7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
8. Плаксина Л.И. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). – М., 2012.
9. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. – М.; Элти-Кудиц, 2006. – 91с.
10. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.; ГороД, 1998. – 262с.
11. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д: СПб: «СОЮЗ», 2004 г. – 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика»).12. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006 г. – 88с.
13.Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М. :
Работа по формированию грамматических форм ведется в следующем порядке: формирование падежных форм, вербальная модификация словообразования путем образования прилагательных от существительных, глаголов с приставками и разработка предложений, состоящих из различных синтаксических конструкций [9, 50, 53].
Последовательность логопедической работы над падежными формами может быть построена следующим образом: разграничение именительного падежа единственного и множественного числа, винительного, родительного, дательного, творительного (без предложения), предложных структур, падежных форм множественного числа, когда прилагательное и существительное совпадают, именительного падежа мужского и женского рода. женский род, затем именительный падеж-средний, а затем косвенные падежи сочетания прилагательного и существительного.