Контроль за конституционностью нормативных правовых актов в Республике Беларусь
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы. Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция, Основной Закон), принятая 15 марта 1994 года, является ядром национальной правовой системы, служит нормативной базой для развития всего белорусского законодательства.Обеспечение прямого действия конституционных норм, единообразной правоприменительной практики, недопущения принятий нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции, либо прямо ей противоречащих, служит главным условием правового государства. Одним из важнейших средств обеспечения указанного условия является институт конституционного контроля, сфера действия которого направлена на укрепление конституционной законности. В этой связи трудно переоценить роль и значение Конституционного Суда Республики Беларусь – специализированного органа судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………….……… 3
1 НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………. 7
1.1 Становление и развитие института конституционного контроля в белорусском праве…………………………………….......................……………… 7
1.2 Понятие, содержание и значение конституционного контроля на современном этапе……................................................................................................. 13
1.3 Роль институтов государственной власти Республики Беларусь в осуществлении конституционного контроля……………..……………………… 20
2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ОРГАН СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ ЗА КОНСТИТУЦИОННОСТЬЮ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ…........................ 28
2.1 Организация деятельности и компетенция Конституционного Суда…... 28
2.2 Предварительный и последующий конституционный контроль……….. 35
2.3 Процессуальные особенности контроля за конституционностью нормативных правовых актов…………..…………………………………………. 42
3 АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………...
3.1 Особенности конституционного контроля в некоторых зарубежных странах…………………………………………………………………………...
3.2 Основные направления совершенствования контроля за конституционностью нормативных правовых актов в Республике Беларусь…………... 50
Заключение …. …………………………………………………….……… 77
Список использованных источников …………………………. 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [Электронный ресурс] : 29.06.2006 № 139-З : Принят Палатой представителей 31 мая 2006 г. : одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 01.06.2022 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 фев. 2022 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. – 80 с.
3. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 01 июля 2020 г. № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. Конституция Французской Республики 1958 г. // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соедин. Штаты Америки, Япония, Индия: учеб. пособие / [сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков]. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2006. – С. 41–100.
5. О Конституционном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г., № 1-ФКЗ : с изм. и доп., вступ. в силу с 01 декабря 2021 г. // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
6. О конституционном судопроизводстве [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 8 января 2014 г., № 124-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2016 г., № 13-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
Правовая система любого государства эффективно функционирует лишь при условии соблюдения иерархии нормативных правовых актов, в первую очередь соответствия их Конституции. Основную роль в соблюдении данного условия играет конституционный контроль. Развитие института конституционного контроля исторически связано с развитием конституционализма.Конституционный контроль в Беларуси имеет достаточно глубокие исторические корни. Зарождение идей конституционализма и принятие актов конституционного характера произошло в XVI веке, и это подтверждается принятием трех Статутов Великого Княжества Литовского, в которых получили юридическое закрепление основы общественного и государственного строя, правовое положение сословий и иных социальных групп, полномочия органов управления и суда.В Статуте Великого Княжества Литовского 1529 года, а затем и в статутах 1566 и 1588 годов, действовавших на территории, которую занимала Беларусь в различные периоды существования, закреплялась возможность судебного и административного обжалования правовых актов, не соответствующих нормам статутов. Например, в артикуле 5 раздела 3 Статута Великого Княжества Литовского 1588 года устанавливалось следующее: «…А где бы что было получено и вышло каким-либо образом против сего Статута, то по праву и по суду справедливому нами и потомками нашими, по совету рад Великого княжества должно быть на сторону отложено и признано ничтожным…» [32, с. 364].