Административно-правовые основы формирования кадрового резерва государственной гражданской службы Российской Федерации: проблемы правового регулирования формирования и использования кадрового резерва
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование и использование кадровых резервов является широко распространенной кадровой технологией на государственной гражданской службе Российской Федерации. Однако, рассмотрение процедуры конкурсного отбора и поступление в кадровый резерв гражданской службы обусловлено проблемами, возникающими на этапе формирования и преобразования системы государственной службы, её видов, должностей, их категорий и групп, а также порядка прохождения государственной службы. Прежде всего, эти проблемы связаны с постоянными изменениями и корректировками законодательства и вносимыми в него поправками. Потребность в изучении правовых основ и принципов системы государственной службы обусловлена необходимостью преобразования современной системы государственной службы для её максимально эффективной работы.
Так, в Чукотском автономном округе в 2021 году на долю назначений на должности государственной гражданской службы Чукотского автономного округа из кадрового резерва
ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
Глава 1 Административно-правовые основы формирования кадрового резерва государственной гражданской службы Российской Федерации…. 13
1.1. Правовое регулирование и теоретическая основа формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе…….….. 13
1.2. Значение кадрового резерва на государственной гражданской службе………….………………………………………………………... 23
1.3. Процесс, порядок и проблемы формирования и использования кадровых резервов в Чукотском автономном округе……………..…. 31
Глава 2. Оценка эффективности формирования и использования кадрового резерва в субъектах Российской Федерации……………………. 51
2.1. Анализ и способы оценки эффективности функционирования кадрового резера на государственной гражданской службе……….... 51
2.2. Оценка уровня эффективности фунционирования кадрового резерва Чукотского автономного округа……………………………………….. 57
Глава 3. Основные направления совершенствования кадрового резерва государственной гражданской службы Чукотского автономного округа… 66
3.1. Основные направления совершенствования кадрового резерва государственной гражданской службы Чукотского автономного округа…………………………………………………………………….. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….. 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Антошина Н.М. Разработка комплекса мер по формированию и использованию современного кадрового резерва на муниципальной службе / Н. М. Антошина // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2011. - № 1. – с.2-5.
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 22 апреля 2013 г. № 33-3662/2013// СПС «КонсультантПлюс». - Документ опубликован не был.Апелляционное определение Московского городского суда от 24 декабря 2019 г. по делу № 33-56748/2019 // СПС «КонсультантПлюс». - Документ опубликован не был.Апелляционное определение Московского городского суда от 26 августа 2015 г. по делу № 33-30379/2015 // СПС «КонсультантПлюс». - Документ опубликован не был.Астахов Ю.В. Кадровый резерв как фактор эффективного муниципального управления: монография/ Ю.В. Астахов, А.А. Везенцев. - Белгород: Эпицентр, 2019. - 51 с.Астахов Ю.В. Современная муниципальная кадровая политика и технологии ее реализации: монография / Ю.В. Астахов, В.Н. Манько, В.И. Патрушев. - Белгород: Бел.обл.тип., 2011. - 270 с.Балкаров А.Я. Правовое и организационное обеспечение работы с кадровым резервом в органах внутренних дел Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11/ А.Я. Балкаров. - Москва, 2017. -26 с.
Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс / И.Н. Барциц. - В 2 т. - Т. 2. - Москва : Изд-во РАГС, 2011. - 464 с.
Бахарев В.В. Современные кадровые технологии : учебное пособие / В.В. Бахарев, В.Ш. Гузаиров, Г.Б. Кошарная; под общ. ред. В.В. Бахарева. - Белгород : Изд-во БГТУ, 2011. - 168 с.
Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Д.Н. Бахрах. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2011. – 608 с.
Биджиев А.С., Шамарова Г.М. Особенности формирования и использования кадрового резерва государственной и муниципальной службы/ А.С. Биджиев, Г.М. Шамарова//Государственная власть и местное самоу
Изучив Доклад о состоянии государственной гражданской службы Российской Федерации в 2020 году, мы видим, что на региональном уровне наибольшее число назначений на вакантные должности в 2020 году произведено из кадровых резервов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации – 16,1 тысяч человек, что составляет 36% от общего числа лиц, назначенных на вакантные должности гражданской службы[19].
В связи с этим вопросы формирования и использования, как таковых, кадровых резервов, приобретают важное значение для оценки текущего состояния и прогнозирования системного развития не только законодательства о кдровом резерве, но и кадровых технологий на гражданской службе.
С учетом того, что Положением о кадровом резерве федерального государственного органа, для граждан и гражданских служащих установлен трехлетний срок пребывания в кадровом резерве, за последние три года отмечается превышение на тридцать процентов использование кадровых резервов от объема их формирований в год, что характеризует востребованность и эффективность данной кадровой технологии, таким образом, это создает предпосылки для образования и применения государственными органами такой практики.
Однако, достаточно тревожным моментом является дисбаланс размеров «кадровых резервов государственных органов» на федеральном и региональном уровнях. Так общая численность кадровых резервов федеральных органов исполнительной власти на 31 декабря 2020 года составила 52,4 тысячи человек, что составляет 41,1 процентов от общего числа вакансий в указанных органах за данный период, а в субъектах страны – 75,3 тысячи челеловек, что составляет 133,5 процентов. Как мы видим разрыв между федеральным и субъектовым существенный, что однозначно отражается на качественном составе резервистов, их использовании и в конечном итоге приводит к снижению эффективности формирования в дальнейшем таких резервов. Ведь, образно говоря, отстояв три года в кадровом резерве резервист, и не получивший ни повышения по службе, либо не назначенный на должность гражданской службы, по всей вороятности не захочет повторного прохожения процедуры подачи документов, прохождения конкурсных процедур для дальнейшего включения в кадровый резерв.