Опыт переживания дисфункциональности эмоциональных коммуникаций в родительской семье и особенности партнерских отношений девушек анализ взаимосвязей
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что особенности семейного взаимодействия, родительские воспитательные практики, специфика семейного уклада, жизненные обстоятельства семьи с первых дней оказывают влияние на развитие личности, формирование его представлений о мире в целом и о сферах жизни в частности, в том числе о межличностных отношениях, будущем партнере и пр [7]. Важно, что, в частности, дисфункциональность семейных эмоциональных коммуникаций родительской семьи является фактором микрогенеза социальных представлений ребенка о будущей семье [1].Стоит сказать, что в современной семье значительно возросло значение эмоциональной функции семьи. Возросло значение эмоциональной поддержки и принятия, реализующих потребности человека в аффилиации и любви. Партнерские отношения рассматриваются теперь как союз, основанный на эмоциональных связах.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1Семья, функции семьи, дисфункциональные семьи
2Семейные эмоциональные отношения
3Переживание одиночества
4Жизненный цикл семьи, выбор партнера, брачно-семейные установки
5Эмоциональные отношения в родительской семье и партнерские отношения
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1Характеристика выборки
2Методы исследования
2.1Психодиагностические методы
2.2Статистические методы
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
1Изучение социально-демографических характеристик девушек с разным опытом переживания дисфункциональности семейных эмоциональных коммуникаций
2Выявление стиля привязанности респондентов к матери в детстве у девушек с разным опытом переживания дисфункциональности семейных эмоциональных коммуникаций
3Особенности профиля отношений у девушек с разным опытом переживания дисфункциональности семейных эмоциональных коммуникаций
4Определить межличностные потребности девушек с разным опытом переживания дисфункциональности семейных эмоциональных коммуникаций
5Изучить отношение к одиночеству у девушек с разным опытом переживания дисфункциональности семейных эмоциональных коммуникаций
6Исследовать семейные установки у девушек с разным опытом переживания с разным опытом переживания дисфункциональности семейных эмоциональных коммуникаций
7Изучить ролевые ожидания и притязания у девушек с разным опытом переживания дисфункциональности семейных эмоциональных коммуникаций
8Провести анализ взаимосвязей эмоциональных коммуникаций в родительской семье и особенностей партнерских отношений
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеенко Т.В., Енакаева Е.В. Особенности представлений о будущей семье у молодежи, выросшей в условиях дисфункциональности родительской семьи // Проблемы современного образования. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-predstavleniy-o-buduschey-semie-u-molodezhi-vyrosshey-v-usloviyah-disfunktsionalnosti-roditelskoy-semi (дата обращения: 19.10.2021).
Андреева И. С., Гулыгина А. В. Семья: книга, хрестоматия. – М.: 2001. – 346 с.
Арбатская Е. С., Дичина Н. Ю. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. – Ангарск – Иркутск: УМЦ РСО, 2017. – 104 с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — СПб., 1992
Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: дис. ... канд. психол. наук. М., 1986. 206 с.
Волкова, А. Н. Методические приёмы диагностики супружеских отношений / А. Н. Волкова, Т.М. Трапезникова // Вопросы психологии : издается с 1955 года / А.В. Брушлинский ; Ред. А.М. Матюшкин. – 1985. – №5 сентябрь-октябрь 1985. – С. 110-117.
Галимзянова М.В. Отношения в родительской семье и выбор партнера // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2009. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-v-roditelskoy-semie-i-vybor-partnera (дата обращения: 20.10.2021).
Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Шкалы любви и симпатии// //Методические программы и методики исследований брака и семьи. — М-, 1986.
Гребенников, И. В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991. – 156 с.
Заворотных Е. Н. Социально-психологические особенности одиноче ства как субъективного переживания: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Специальность: 19.00.05 / Е. Н. Заворотных. – Санкт-Петербург, 2009. – [Электронный ресурс] — http://www.dslib.net/soc-psixologia/socialno-psihologicheskie-osobennosti-odinochestva-kak-subektivnogo-perezhivanija.html
При тревожно-дезорганизованном типе привязанности ребенок воспринимает мир как враждебный и угрожающий. Страх вызывает и близкий взрослый, и предметная ситуация. Следствием возникающей тревоги и страха является дезорганизация, непредсказуемость и хаотичность поведения ребенка [41].Формирование ненадежной привязанности отражается на личностных особенностях ребенка: нарушение развития Я, низкая самооценка и самопринятие, высокая эмоциональная неустойчивость, страхи, высокая тревожность, депрессия, рост делинквентности поведения [43]. Исследование связи между типом привязанности у взрослых и характером супружеского взаимодействия обнаружило, что супружеские пары, характеризующиеся безопасной привязанностью для обоих супругов, легче переживают вынужденную разлуку и сепарацию и обнаруживают более высокий уровень субъективной удовлетворенности браком, чем пары, в которых хотя бы у одного из супругов диагностируется тревожный тип привязанности [46].Согласно концепции Э. Фромма, если ребенок сталкивается с низким уровнем материнского принятия или даже отвержением, то в дальнейшем вероятность возникновения проблем установления эмоциональных связей в отношениях с супругом и собственными детьми резко возрастает [40]. Адлер А. утверждал, что низкий уровень принятия ребенка отцом, воплощающим социальные требования, ожидания и оценки ребенка, приводит к формированию чувства неполноценности, неуверенности, низкой социальной компетентности [42].