Государство как производитель общественных благ, государственный бюджет
ВВЕДЕНИЕ
Результаты функционирования общественного сектора воплощаются главным образом в общественных благах. Доходы и расходы государства должны как можно точнее соответствовать предъявляемым гражданами потребностям в конкретных общественных благах и целенаправленно использоваться для удовлетворения этих потребностей.
Понимание особенностей общественных благ, умение их распознавать, находить оптимальные варианты обеспечения ими потребителей и анализировать возможности замещения общественных благ частными, а также навык сопоставления бюджетов всех уровней с реальным спросом и фактическим предложением общественных благ принципиально важны для обоснования социально-экономической политики.
Общественные блага были и остаются одним из факторов, обеспечивающих рост благосостояния, выступая важнейшим показателем качественного состояния производительных сил. Усиление масштабности рыночных отношений требует специального изучения особенностей рынка общественных благ для удовлетворения
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВО КАК ПРОИЗВОДИТЕЛЬ 5
ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 5
1.1 Классификация общественных благ и их специфические черты 5
1.2 Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства 7
1.3 Экономическая сущность и функции государственного бюджета 12
1.4 Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике 15
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19
2.1 Государственный бюджет Республики Беларусь 19
2.2 Анализ бюджета в Республике Беларусь 2017 – 2023 годы 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008 № 412-З (ред. от 31.12.2014) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.
2. Видяпина, В.И. Хрестоматия: в 6 т.. / В.И.Видяпина / - М.: Триада, 1999 - 1056 с. - Т.2.
3. Газизуллин, Н.Ф. Проблемы современной экономики. / Н.Ф.Газизуллин // Евразийский международные аналитический журнал. - 2010. - № 2. - 34с.
4. Государственные финансы: учеб. Пособие / Г.К. Мультан, Е.Ф. Киреева, О.А. Пузанкевич и др.; Под ред Г.К. Мультана. - Мн.: БГЭУ, 2009. - 166с. Беларусь в цифрах: стат. справочник / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. - Минск, 2014. - 97 с.
5. Данилевич, А.А., Мартинович, И.И. Судоустройство: учебник / А.А. Данилевич, И.И. Мартинович. – Минск: Амалфея, 2010. – 463 с.
6. Егоров А.В., Молокович А.Д. Финансы и финансовый рынок: курс лекций / А.В. Егоров, А.Д. Молокович. – Минск: БГЭУ, 2010.
7. Закон Республики Беларусь от 30.12.2014 № 225-З (с изм. от 29.06.2015) «О республиканском бюджете на 2015 год»// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.
8. Законы Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год и постановления Совета Министров Республики Беларусь о мерах по их реализации [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. - Режим доступа http://http://www.minfin.gov.by/budgetary_policy/budgetary_legislation/da8d2db88c99a337/html - Дата доступа: 17.02.2023.
9. Ковалев, Г. Австралийский опыт внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, и проблема выбора показателей эффективности для оценки деятельности правительства (на примере Министерства транспорта и региональных услуг Австралии) / Г. Ковалев // Вестник РЦЭР. - 2004. - №151-152. - С. 44-48.
10. Лавров, A.M. Среднесрочное бюджетирование ориентированное на результаты: международны
Таким образом перед государством встает задача правильной оценки подлинных потребностей населения, масштабов необходимости общественных услуг и путей их финансирования.
1.3 Экономическая сущность и функции государственного бюджетаБюджет не являлся институтом, присущем государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Бюджет появился не тогда, когда государство начало производить расходы и добывать для этого необходимые средства, а когда было введено плановое начало – составление сметы доходов и расходов на определенный период.
В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.
Различают вышестоящий и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет