Социальные сети как площадка продвижения и позиционирования внешнеполитической информации
ВВЕДЕНИЕ
Современные достижения в области информационных технологий позволили существенно увеличить скорость Интернета и упростить обмен различной информацией. Благодаря этому социальные сети стали площадкой для быстрого обмена актуальной информацией, составив серьезную конкуренцию в этом вопросе телевидению. Социальные сети вместе с Интернет изданиями стабильно удерживают второе место в качестве основного источника новостей – 42% и 39% соответственно . При этом за последние несколько лет число ежедневных пользователей социальных сетей увеличилось в полтора раза – в 2017 году 37% опрошенных заходили в социальные сети ежедневно или практически ежедневно, в 2021 году – 57%. Исследования показывают рекордное снижение уровня доверия телевидению как к источнику информации (до 28%), в то время, как Интернет безоговорочно становится основным источником информации и по популярности (78%) и по уровню доверия (42%) . Чаще всего россияне читают новости в социальных сетях (39%) и в СМИ (38%) . В социальных сетях новости предпочитает читать молодежь: 56% среди 18-24-летних и всего 27% — среди респондентов 60 лет и старше.
С помощью информационных технологий изменились и тактики ведения конфликтов. Информация и дезинформация превращаются в опасное оружие сообразно тому, в чьих руках оказались сведения и с какой целью они применяются. Вопросы появления и развития социальных сетей и использования их как инструмента ведения информационных войн в наши дни приобретают особую актуальность в связи с глобальной информатизацией общественной жизни. Москва на протяжении пяти лет заявляет, что против России ведется гибридная война. Это означает, что вместо классического военного вторжения нападающая сторона использует комплекс мер (кибернападения, диверсии, пропаганда, распространение уток), которые изводят противника.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Раздел 1. Социологические подходы к изучению социальных сетей как средства массовой коммуникации 9
Раздел 2. Социальные сети как информационный канал распространения внешнеполитической информации 21
Раздел 3. Сравнительный анализ применения социальных сетей как инструмента цифровой дипломатии в России и других странах 40
Заключение 61
Список источников и литературы 64
Приложение 1 70
Приложение 2 72
Приложение 3 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021). Собрание законодательства РФ, 2016, N 52, ст. 749. Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/12148555/ (дата обращения 20.10.2021).
Федеральный закон от 30.06.2016 N 224-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 2015, N 41, ст. 5639.
Литература
Абдулаева Р.А. Информационная война: прошлое и настоящее // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12 (3). С. 544-548.
Аликберова А.Р. Цифровая дипломатия с китайской спецификой / А.Р. Аликберова, Д.А. Балакин // Modern Oriental Studies. 2019. №3. С. 77-81.
Беляков М.В. Семиотические доминанты презентации информации в цифровой дипломатии // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2019. №3. С. 593-601.
Беленкова Л.М. Социальные сети в информационной политике: формирование имиджа федеральных органов исполнительной власти / Л.М. Беленкова, С.Ю. Белоконев // Гражданин. Выборы. Власть. 2020. № 1(15). С 92-102.
Брумштейн Ю.М. Состояние связей международных организаций России и стран большого Каспия в зеркале интернета: опыт сравнительного анализа / Ю.М. Брумштейн, К.А. Маркелов, И.А. Мартынов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2021. №2 (67). С. 74-87.
Воронкин А. С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ // ОТО. 2014. №1. С. 650-675.
Гаджигасанова Н. С. Методы прикладной статистики для социологов: метод. указания / Н. С. Гаджигасанова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2013. — 72 с.
Горбачева Е.Н. Цифровая дипломатия vs традиционная дипломатия с позиций дискурсивной перформативности (на материале англо- и
Также важной особенностью Twitter является то, что из-за небольшого объема каждого поста для сохранения интереса пользователя важно публиковать новую информацию с большой частотой. По данным нашего исследования за период с 20 ноября по 19 декабря, было опубликовано 835 «твитов», причем наибольшее количество «твитов» наблюдается в начале и конце рабочей недели. В первом случае это связано с тем, что в начале недели обычно чаще сообщается о предстоящих в течение недели событиях, а в конце недели подводятся итоги недели. Результаты исследования для аккаунтов МИД РФ в таких социальных сетях как Twitter, Facebook, ВКонтакте, YouTube, Flickr, Одноклассники, TikTok представлены в Приложении 1.