Государственная служба как средство реализации задач и функций государства понятие, принципы, система и правовые основы
Введение
Совершенствованию законодательства о государственной службе уделяется сегодня особое внимание и на федеральном, и на региональном уровнях. Это обусловлено изменениями, происшедшими как в прошлом, так и настоящем, в обществе и государстве. В 1993 году с принятием новой Конституции, основного закона государства прослеживаются кардинальные изменения в структуре и функциях органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Проведенные реформы способствовали изменениям в роли, как самого государственного аппарата, так и самих служащих. Остро стала необходимость повышения эффективности функций госаппарата, изучения новых аспектов и проблем государственной службы, а также обеспечения профессионализма государственных служащих в целом. Задачи ученых, законодателей и специалистов усложняются отсутствием специального законодательства в советский период, а правовое положение госслужащих не отличалось от такого же положения служащих иных государственных учреждений. Статус перечисленных служащих определялся общим трудовым законодательством.Сегодня идет активный процесс формирования и внедрения новых подходов к различным аспектам государственной службы. При этом ключевым в исполнении государством своих функций является не только высокий профессионализм государственного служащего.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Правовые основы государственной службы. 1.1. Понятие и правовой статус государственного служащего. 6
1.2 Правовое регулирование государственной службы на федеральном уровне. 10
1.3 Особенности правового регулирования государственной службы в субъектах Федерации. 13
2. Современное состояние системы государственной службы и ее совершенствование. 17
2.1. Виды государственной службы Российской Федерации. 17
2.2. Система правового регулирования кадровой политики в органах государственной власти. 21
2.3. Кадровые технологии в государственной службе. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.constitution.ru/.
О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы в Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 11. Ст.1277.
Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика / Г.В. Атаманчук. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 272с.
Игнатов В.Г. Состояние современной государственной и муниципальной службы России // Ученые записки СКАГС. 2007. №1.
Манохин В.М., Адушкин Ю.С. О реформировании государственно-служебного законодательства / В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин // Административное и административно-процессуальное право. – 2004. – С. 12-15.
Нечитайлов Ю.В. Современные кадровые технологии – как инструмент инновационного управления руководителя государственного учреждения // Креативная экономика. – 2008. – № 8 (20). — c. 97-102. — http://www.creativeconomy.ru/articles/2574/.
Ноздрачев А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика. 2006. – № 1. – С.21-23.
Охотский Е.В. Управление персоналом государственной службы: учебно-методическое пособие/под ред.- М.- 2011. - 428с.
Федеральный портал управленческих кадров [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://rezerv.gov.ru.
Так как нормы, образующие правовой институт государственной службы, оказывают воздействие на установление правового статуса государственных служащих, то можно с уверенностью утверждать, что данное понятие является одним из главных компонентов правового института государственной службы в целом. Исходя из общего определения, правовой статус – совокупность прав и обязанностей, которые юридически закреплены для положения индивида в его взаимодействии с иными служащими, а также государством и обществом. Таким образом, правовое положение (правовой статус) государственных служащих отображает содержание их государственно-служебных правоотношений. Изменения таких правоотношений несут за собой перемены и в правовом статусе государственных служащих. Яркий пример – отставки или увольнение служащего, утрата российского гражданства либо выход на пенсию.Статус государственных служащих может быть рассмотрен в форме дифференцированной и комплексной систем, включающих в себя горизонтальную и вертикальную структуры. При этом с использованием горизонтального деления указывается множество специальных направлений в государственной службе (служба безопасности, архивная и военная служба и т.д.) Вертикальное деление построено на разграничении: 1) видов государственных служащих в зависимости от занимаемых ими должностей; 2) уровней государственной службы: федеральная либо в субъектах Федерации. Правовой статус госслужащих также зависит от условий, в которых протекает данная служба. Поэтому особенности их статуса определяются и возникшей государственно-правовой или общественно-политической ситуацией: введением режима чрезвычайного положения либо военного положения; объявлением мобилизации; другими установленными специальными законами административно-правовых режимов. В таком случае статус государственного служащего существенно изменяется; служащие получают дополнительные полномочия и права; им устанавливаются специальные обязанности и юридическая ответственность при прохождении службы.