Договор о передаче ребёнка (детей) на воспитание в приёмную семью
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Проблема защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, весьма остро стоит в России, поскольку приемная семья, как индивидуальная форма воспитания таких детей, является оптимальным вариантом для защиты права несовершеннолетних на воспитание в семье, а решение этого вопроса ожидают сотни тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Так, например, численность детей–сирот и детей, по состоянию на 2018 год составляла в России 481 284 ребенка. Законодательное же оформление в Российской Федерации приемная семья получила только с принятием в марте 1995 г. Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ).
На сегодняшний день вопрос об образовании приемной семьи и ее правовом статусе решен ст. 123 СК РФ, в которой закреплено, что приемная семья – это одна из форм устройства на воспитание в семью детей, которые остались без попечения родителей, а в целом СК РФ определены следующие формы семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения р
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Приемная семья как правовой институт……………..…………11
1.1. Понятие и сущность правового института приемной семьи……….…..11
1.2. Генезис правового института приемной семьи………..…….…….……19
Глава 2. Понятие, содержание и правовая природа договора о передаче ребенка (детей) в приемную семью ……………………………..…………33
2.1. Отраслевая принадлежность договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью……………………………………..……………………….33
2.2. Юридическая природа договора о передаче ребенка в приемную семью………………………………………………………………………..…..54
2.3. Содержание договора о передаче ребенка в приемную семью……...…57
Заключение……………………………………………………..………...........64
Список используемых источников………………...…………..……….…67
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок от 30.12.2008 г., от 05.02.2014 г., от 21.07.2014 г., от 14.03.2020 г., от 04.10.2022 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 6 октября 2022 г. № 001202210060013 (дата обращения: 25.04.2023 г.).
2. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 7 ноября 1990 г., № 45, Ст.955.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (часть вторая) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 779 (ред. от 1 июля 2021 г.).
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. 18 ноября 2002 г. № 46. Ст. 4532 (ред. от 18 марта 2023 г.).
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223–ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16 (ред. от 04 августа 2022 г.).
6. Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ // СЗ РФ. 8 октября 2007 г. № 41. Ст. 4849 (ред. от 14 июля 2022 г.).
7. Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ // СЗ РФ. 28 апреля 2008 г. № 17. Ст. 1755 (в ред. от 18 июля 2009 г.).
8. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2014 – 2018 годы» от 1 июня 2012 г. № 761 // СЗ РФ. 4 июня 2012 г. № 23. Ст. 2994.
9. Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» от 18 мая 2009 г. № 423 // Российская газета. 27 мая 2009 г. № 94.
10. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью» от 14 февраля 2013 г. № 117 // СЗ РФ. 9 сентября 2013 г. № 36, Ст. 4577.
11. Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» от 18.05.2009 г. № 423. // СЗ РФ. 25 мая 2009 г. № 21. Ст. 2572.
12. Постановление Правительства РФ «О порядке предоставления в 2008–2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей» от 29 декабря 2007 г. № 944 // СЗ РФ. 2008. № 1. Ст. 10.
13. Письмо Министерства образования и науки РФ «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» от 24.08.2012 г. № ИР-713/07 / Официальные документы в образовании. сентябрь 2012 г.
14. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О порядке введения в действие Постановления Правительства РФ о приемной семье» от 30 января 1997 г. № 15/438-6 // Вестник образования. 1997. № 8.
15. Письмо Министерства образования РФ «Об Оформлении трудовых отношений органов опеки и
Возвращая наше внимание к юридико-фактической функции семейно-правового договора, рассмотрим взгляды представителей науки семейного права. Исследуя особенности юридических фактов в семейном праве, Е.М. Ворожейкин пришел к ряду выводов, среди которых:
1) в семейном праве нет таких универсальных юридических фактов, подобных, например, договору, который служит основанием возникновения подавляющего большинства обязательственных правоотношений в гражданском праве;
2) любая из разновидностей семейных правоотношений возникает, изменяется или прекращается под воздействием набора обстоятельств, характерного именно для данного фактического состава (например, возникновение и прекращение брака, усыновление, признание его недействительным или отмена). То есть в семейном праве в качестве обстоятельств, вызывающих правоотношение, чаще всего выступают фактические составы (совокупность