Налогообложение субъектов малого бизнеса
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в условиях осуществления экономической реформы в России, особая роль отводится развитию малого предпринимательства. Социально-экономическое значение этого сегмента экономики, бесспорно, что подтверждает опыт рыночного хозяйствования большинства зарубежных стран.Актуальность исследования обусловлена тем, что налоги являются наиболее важной составляющей доходной части бюджета страны. Особенно их значимость повысилась в последние годы, когда стало ясно, что зависимость страны от ресурсного потенциала необходимо снижать, поскольку ресурсные доходы бюджета очень нестабильны и не позволяют полностью обеспечить расходы государства. Однако проводя реформы налоговой системы важно не перейти границу, обеспечивающую стабильность и полноту налоговых поступлений в бюджет страны. Поскольку излишнее завышение налогов в стране влечет за собой банкротство и снижение финансовой ликвидности многих компаний, а также применение схем по занижению налоговой базы.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА
1Малый бизнес в РФ и его значение для национальной экономики
2 Характеристика налогообложения предприятий малого бизнеса
3 Налоговые меры поддержки субъектов малого предпринимательства
АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ ООО «Торгсервис»)
1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности ООО «Торгсервис» и оценка его финансового состояния
2 Анализ применяемой системы налогообложения
3 Оценка налоговой нагрузки и налоговой устойчивости ООО «Торгсервис»
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1 Анализ налоговой нагрузки субъекта малого предпринимательства при разных системах налогообложения и их влияние на финансовый результат ООО «Торгсервис»
2 Перспективы развития системы налогообложения субъектов малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_377370/" \t "_blank" Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 18.03.2023)
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (утв. Минфином России)
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022)"О бухгалтерском учете"
Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2020)"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"
Приложение № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@
Александров, И.М. Налоги и налогообложение / И.М. Александров. – М.: Дашков и К, 2021. – 317 c.
Балихина Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник. / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: ЮНИТИ, 2022. - 623 c.
Брызгалин А.В., Федорова О.С., Королева М.В., Ильиных Д.А., Тютин Д.В., Попкова Ж.Г., Кривегина А.П., Чермянинов Д.В. Основные изменения в Налоговый кодекс в 2022 году // Налоги и финансовое право. 2022. N 1. С. 13 - 153.
Воробьева Е.И. Влияние налоговых льгот на предпринимательскую деятельность / Е.И. Воробьева // Научное сообщество студентов. − 2022. − № 2(13). − С. 32-40.
Гажова А.А., Жогло М.А. Льготы в системе налогообложения организаций / Вектор экономики – 2021. - № 6. С 9 - 18.
Гончаренко, Л.И. Современная налоговая система: состояние и перспективы (национальный и международный опыт) / Л.И. Гончаренко, М.Р. Пинская, И.Г. Русакова, Т.В. Зверева // Экономика. Налоги. Право. – 2022. – № 1. – С. 105-112.
Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: ЮНИТИ, 2021. - 175 c.
Согласно данным всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 71% предпринимателей в России оценивают условия для ведения бизнеса в РФ как неблагоприятные. [5]Риск повышения уровня налогообложения, оценивается 70% предпринимателями. Налоговая политика в России, это, прежде всего, инструмент по изъятию средств из экономики в бюджет. На данный момент, её основная функция – фискальная. Согласно данным PwC Paying Taxes, РФ входит в группу стран с наиболее высокой налоговой нагрузкой.В качестве одной из основных проблем выделяют доступность кредитов (28%). В России очень высокие показатели кредитных процентов. Средневзвешенная ставка для нефинансовых организаций сроком от года, на февраль 2023 г. составила 7,6%. [2] К примеру, за тот же период, в еврозоне для кредитов нефинансовым организациям на тот же срок, средневзвешенная процентная ставка составила 1,66% годовых. Сравнение показывает, что в европейских странах имеется высокая доступность получить кредиты для МСП так как, предприниматели в Европе имеют возможность брать кредиты по низким ставкам, чьи значения очень близки к нулевой отметке. В России такие процентные ставки отталкивают предпринимателей брать деньги в банках.Несмотря на высокие проценты, бизнес продолжает брать кредиты. К такому выводу пришли специалисты компании «ARG», которые провели исследование рынка кредитования МСБ, в ходе исследования выяснилось, что объем предоставленных кредитов МСБ за 2022 год превышал результаты 2021 года, а он в свою очередь превышал результаты 2022 года. Они отмечают, что показатель выдачи кредитов предприятиям МСБ достиг своего максимума в 3 квартале 2022 года (2,03 трлн. Руб.). Таким образом, прослеживается тенденция, что банковский сектор заинтересован в развитии малого и среднего бизнеса, этому способствовало снижение процентных ставок, а также адаптация МСБ к неустойчивому экономическому положению.На протяжении длительного времени Россия сталкивается с множеством проблем рационального и эффективного развития малого предпринимательства: жесткие административные барьеры, недостаток высококвалифицированных работников и информации, отсталость технологической базы, высокие процентные ставки по кредитам, трудности в области финансовой поддержки, они не выдерживают реальных налоговых нагрузок, сильная конкуренция с зарубежными производителями.