Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
ВВЕДЕНИЕ
Государственные доклады «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» свидетельствуют о том, что чрезвычайные ситуации различного характера ежегодно наносят огромный ущерб России: влекут за собой смерти людей, материальные потери, нарушение инфраструктуры городов, изменение рельефа планеты, а также ухудшение состояния окружающей среды. [1]
Органы исполнительной власти, в связи с этим реализуют государственную политику, которая направлена на минимизацию рисков чрезвычайных ситуаций, обеспечение гарантированного уровня безопасности, повышения этого уровня. Для реализации политики решаются ряд основных задач - направлений. (рис.1.)
Рис.1. Направления государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) в соответствии с Федеральным законом №68 обязывается осуществлять ра
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 4
1.1. Основные положения государственного стандарта 4
1.2. Основные элементы системы мониторинга и прогнозирования ЧС 7
ГЛАВА 2. Функционирование системы мониторинга и прогнозирования ЧС 11
2.1. Участники системы 11
2.2. Задачи органов исполнительной власти 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году». М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021, 264 с.
2. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ (с изменениями на 4 ноября 2022 года), Собрание законодательства Российской Федерации, N 35, 26.12.94, ст.3648.
3. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс], консультантплюс, URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_164841/(Дата обращения: 07.11.2022).
4. ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», М.: ИПК Издательство стандартов, 2000 год.
5. ГОСТ Р 22.1.01-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения», М.: ИПК Издательство стандартов, 1996 год.
6. Приказ МЧС РФ от 04.03.2011 N 94 (ред. От 26.12.2019) "Об утверждения Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.04.2011 N 20424) [Электронный ресурс], консультантплюс, URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_112785/ (Дата обращения: 23.04.2022).
7. Проект постановления правительства российской федерации "Об утверждении положения о комплексной системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации" [Электронный ресурс], МЧС России, URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/proekty-aktov-razrabatyvaemyh-mchs-rossii/obsuzhdenie-zakonoproektov/proekty-postanovleniy-pravitelstva-rossiyskoy-federacii/proekt-postanovleniya-pravitelstva-rossiyskoy-federacii-ob-utverzhdenii-polozheniya-o-kompleksnoy-sisteme-monitoringa-i-prognozirovaniya-chrezvychaynyh-situaciy-na-territorii-rossiyskoy-federacii (Дата обращения: 23.04.2022).
8. Мониторинг и прогнозирование ЧС [Электронный ресурс], ООО Арсенал Спасения, URL: http://www.arspas.ru/mchs/spravochnik/1/monit.php (Дата обращения: 23.04.2022).
Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций является функциональной информационно-аналитической подсистемой РСЧС. Она объединяет усилия функциональных и территориальных подсистем РСЧС в части вопросов мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.
В основе структурного построения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций лежат принципы структурной организации министерств и ведомств, входящих в РСЧС, в соответствии с которыми вертикаль управления имеет три уровня: федеральный, межрегиональный и региональный.
Методическое руководство и координация деятельности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС) на федеральном уровне осуществляется Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера М