Органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
ВВЕДЕНИЕ
С обретением Республикой Беларусь своей государственности стало активно развиваться и местное самоуправление, которое часто называют демократией малых пространств.Местное управление и самоуправление – один из факторов развития общества, который является гарантом стабильности и прогресса общества. Среди граждан, по месту их пребывания, получили широкое распространение различные объединения, которые гарантировали им доступ к решению вопросов на определенной административно-территориальной единице, проведению референдумов по самым важным вопросам жизни населения.Актуальность темы исследования. На местах функции государства реализуют органы местного управления и самоуправления: исполнительные и распорядительные органы, местные Советы депутатов, местные референдумы, собрания, а также и другие формы участия граждан в общественных и государственных делах.Развитие местного управления и самоуправления – одна из проблем развития государственности в Республике Беларусь.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ5
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
2.1. История местного управления и самоуправления Беларуси9
2.2. Этапы формирования современной системы управления и самоуправления в Республике Беларусь14
ГЛАВА 3. СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ21
3.1. Понятие, назначение и виды органов местного управления и самоуправления21
3.2. Порядок образования и состав исполнительных комитетов28
3.3. Подотчетность и подчиненность органов местного управления32
ГЛАВА 4. ФУНКЦИИ И КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ36
4.1. Основные функции органов местного управления36
4.2. Компетенция местных исполнительных комитетов39
4.3. Сельисполком, как один из видов местного самоуправления. Деятельность сельисполкома на примере Полочанского сельсовета Молодечненского района49
ГЛАВА 5. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ53
5.1. Проблемы местного самоуправления в Беларуси53
5.2. Перспективы развития белорусского местного самоуправления как структуры гражданского общества60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ71
ПРИЛОЖЕНИЯ78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты:
Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-3 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск, 2014.
Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №36. - Ст. 4466.
Закон Республики Беларусь от 20 февраля 1991 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991г., № 11) ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г., одобрен Советом Республики 17 декабря 2009 г., (с изменениями и дополнениями от 28 августа 2012 г. № 428-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.09.2012, 2/1980))., ст161,17,18.
Конституция (Основной Закон) Белорусской Советской Социалистической Республики : Принята на внеочередной девятой сессии Верховного Совета БССР девятого созыва 14 апреля 1978 годаКонституция Республики Беларусь, 15.03. 1994 г.: (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.)- // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 4 января 2010г. №108-З (с изм. и доп. 4.01.2014 г. № 130-3) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск, 2014.
Для славянских народов традиционным является сословное самоуправление. Неоднократно изменяемые, приспособляемое к социально-политическим условиям, жестко контролируемые центральной властью, дворянское, мещанское, крестьянское самоуправление просуществовали до 1917 года.Дворянство, как местное общество, получило право регулярных собраний, выбирало губернского и уездного предводителей дворянства, секретаря, заседателей верхнего земского суда, уездного судью и уездных судебных заседателей, земского исправника и заседателей нижнего земского суда.Городским жителям (мещанству), как и дворянству, было предоставлено право корпоративной организации. Горожане с разрешения администрации могли собираться на собрания, на которых избирались бургомистры, заседатели – ратманы сроком на три года, а также старосты и судьи словесных судов сроком на один год.Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и осуществлять надзор за соблюдением законов. За городским обществом признавались права юридического лица. Участие в городском обществе могло осуществляться с 25 лет и ограничивалось только имущественным цензом (необходимостью уплаты годового налога размером не менее пятидесяти рублей).Органы крестьянского самоуправления получили регламентацию в законе 1838 года. В каждой волости, состоящей из сельских обществ государственных крестьян всех наименований и свободных хлебопашцев, учреждались волостной сход, волостное правление и волостная расправа (суд). Волостной сход состоял из выборных представителей от сельских общин волости, которые избирались по одному на 20 дворов. В правление входили волостной голова и два заседателя – по полицейским и хозяйственным делам. При правлении работали также волостной писарь и его помощники. Волостной голова формально избирался волостным сходом на три года, но фактически оставался в должности до тех пор, пока сам не захочет уйти, либо пока начальство не решит его заменить.