Личностные качества педагогов и специфика проявления синдрома эмоционального выгорания
ВВЕДЕНИЕ
Синдром эмоционального выгорания оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения педагога. Профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива.Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).Существует некоторое противоречие между тем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда. С учетом данного противоречия была выбрана тема дипломной работы, в которой автор попытается исследовать факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания педагогов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов……………..…..........................................................5
Психологическая характеристика синдрома эмоционального выгорания………………………………………………………………………..5
Эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса …….19
1.3. Вероятность возникновения выгорания. Требования профессии к личности педагога……………………………………………………………...28
1.4. Возможные меры профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания…………………………………………………...37
Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………..43
Методики исследования……………………………..………….....43
Результаты исследования и их анализ………………………….…45
Практические рекомендации по коррекции некоторых аспектов поведения личности в плане профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов…………………………………………………………59
Заключение………………………….………………………….…….......67
Литература……………………..……………………………..……..…....70
Список литературы
1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. ПИТЕР, С.-Петербург,2019., с.221.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., Информационно-издательский дом ‘’Филинъ’’, 1996.
3. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., “Просвещение” 1989.
4.Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.,“Просвещение”1986
5. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя.“Вопросы психологии”,1994, N 6.
6. Орел В.Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2001 сентябрь.
7. Трунов Д.Г. “Синдром сгорания”: позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога. 1998, N 5.
8. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журнал практического психолога. 1998, N 7.
Профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие “ человек – человек” зависит от качеств того и другого.Профессию педагога, относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности по А.С. Шафрановой. Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но не являющиеся производными определенной профессии.Щуркова Н.Е. в своей работе “Классное руководство”, говорит о том, что если исходить из сущности и содержания профессии педагога, то первая основная личностная черта это:интерес к жизни. Влияние этой личностной черты на содержание и характер работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что оно незаметно даже самому учителю. Детство, так неравнодушное к жизни не прощает равнодушия к жизни кого-либо, тем более, если такое равнодушие проявляет педагог. Интерес к жизни – условие работы с детством, это условие эффективности воспитания, так как воспитание непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым, а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы.