Административно-правовой статус органов внутренних дел в Российской Федерации
Введение
С начала 1990-х годов в России начался процесс радикальных изменений в различных сферах общественной жизни. Эти изменения затронули все институты российского государства, в том числе и органы внутренних дел (ОВД). Особенно значимыми являются изменения, касающиеся жизни общества и функций государства, которые привели к изменению роли органов внутренних дел. Органы внутренних дел, как одно из важнейших звеньев государственного механизма, выполняют множество функций, среди которых обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, охрана общественного порядка и борьба с преступностью.Роль ОВД в государстве зависит от государственного строя. В тоталитарном государстве полиция — это инструмент репрессий и применения силы против населения, проводник государственной воли. В демократическом государстве полиция занимается выполнением задач, связанных с поддержанием правопорядка, общественной безопасности и борьбой с преступностью.
Содержание
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Нормативно-правовые, теоретико-правовые аспекты деятельности ОВД………………………………………………………………………….……………6
§ 1. Нормативные и организационно-правовые основания правоохранительной деятельности ОВД ………………………………………………………….…………...6
§ 2. Теоретико-правовые аспекты взаимодействия ОВД с государственными и негосударственными структурами, в контексте структурности и функционирования правоохранительной системы современной России…………………………12
Глава 2 Правоохранительная система как структурно-функциональный элемент государственного механизма……………………………………………...23
§ 1. Основные функции (направления) правоохранительной деятельности……….23
§ 2. Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции………29
Глава 3. Место и роль органов внутренних дел в системе правоохранительных органов РФ…………………………………………………..35
§ 1. Особенности становления и развития органов внутренних дел в системе правоохранительных органов РФ……………………………………………………...35
§ 2. Современная система органов внутренних дел………………………………….40
§ 3. Пути совершенствования системы органов внутренних дел России в условиях формирования правового государства……………………………………………...…44
Заключение……………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………51
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 4 июля.
О Правительстве Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 года № 4-ФКЗ // Российская газета. – 2020. – № 251.
О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ // Российская газета. – 2011. – № 238.
О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ // Российская газета. – 2011. – № 24.
О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 (ред. от 01.03.2011) // Российская газета. – 2009. – № 272.
Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. 13.07.2020) // Российская газета. – 2011. – № 294.
Об утверждении Положения о Департаменте информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 681 (ред. от 04.03.2020) // Российская газета. – 2011. – № 2134.
Специальная литература
Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: учебник. 3-е изд. М., 2013. 525 с.
Бавсун И. Г. О возможностях совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел на современном этапе // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016. № 16–1. С. 216–217.
Верстова М. Е., Полежаева С. А., Поляков А. Н., Романовский И. Л. К вопросу о функциональной структуре системы управления ОВД в контексте решения современных задач правоохранительной деятельности // Вестник экономической безопасности. 2009. № 2. С. 50–56.
В рамках уголовно-процессуальной деятельности органы внутренних дел выполняют проведение дознания и следствия. Эти задачи осуществляются следственными аппаратами и полицейскими службами. В процессе выполнения этих задач органы внутренних дел руководствуются действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.Главная цель государственного пожарного надзора является обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности, предотвращение нарушений этих правил и обеспечение безопасности от пожаров в населенных пунктах, предприятиях, учреждениях и организациях. Важнейшей задачей, которая осуществляется с помощью пожарного надзора является защиты жизни, имущества и окружающей среды от пожаров и связанных с ними опасностей. Он включает в себя ряд мероприятий, таких как проверка соответствия объектов требованиям пожарной безопасности, выявление нарушений, принятие мер по их устранению, контроль за выполнением предписаний и обучение населения правилам пожарной безопасности. Государственный пожарный надзор осуществляется специальными органами и службами, которые отвечают за пожарную безопасность в соответствующих регионах или территориях.Государственная противопожарная служба осуществляет надзор за соблюдением правил пожарной безопасности. Организация и деятельность этой службы регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 года № 385 "О Федеральной противопожарной службе" . С 1 января 2002 года указом Президента РФ от 9 ноября 2001 года № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба была передана в ведение МЧС России, однако ее задачи, функции и полномочия остались неизменными.