Принцип разделения властей и проблемы его реализации

Целью исследования является изучение сущности принципа разделения властей, наблюдение за реализацией данного механизма регулирования на практике, выявление и раскрытие возможных проблем реализации разделения властей
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
18.08.2022
Объем файла
81 Кб
Количество страниц
25
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
640 руб.
800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность темы исследования выражается в том, что принцип разделения властей является неотъемлемым признаком правового государства, каковым провозглашена Российская Федерация статьей 1 Конституции 1993 года. Такой способ организации общества призван обеспечивать Верховенство права, реализацию прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом и судом.
Принцип разделения властей приобретает свою значимость, прежде всего, в  распределении и нахождении баланса властных полномочий между различными государственными органами  для того, чтобы предотвратить концентрирование всех или большего числа полномочий в ведении одного органа государственной власти, либо его представителя (должностного лица). Ветви власти являются независимыми друг от друга, при этом сдерживая, уравновешивая и контролируя одна другую.
Необходимость разделения властей представляется одним из основополагающих принципов существования современного общества, иначе появляется вполне реальная вероятность перехода к недемократическим режимам правления (тоталитарному или авторитарному). Такие режимы основаны на сосредоточении неограниченного объема власти одного лица или группы лиц при минимальном количестве (авторитаризм) или же полном отсутствии свобод для граждан (тоталитарный режим).

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика принципа разделения властей……………5
1.1. История возникновения и развития теории разделения властей……………5 
1.2. Сущность принципа разделения властей……………………………………10
Глава 2. Проблемы реализации принципа разделения властей……………18
2.1. Система сдержек и противовесов……………………………………………18
2.2. Проблема реализации разделения властей на примере современного Российского государства…………………………………………………………………………22
2.3. Совершенствование механизмов «сдержек и противовесов» в системе разделения властей в условиях укрепления российской государственности…25
Заключение………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………………………………………29

 

Список использованной литературы

1.1. Нормативно-правовые акты 

1.Конституция РФ: Основной закон от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6- ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - №4.

2.О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. // СЗ РФ. - 1994. - N 13. - Ст. 1447.

1.2. Литература (основная)

1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 1.М., 2021. стр. 378.

2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, Норма, 2018. - 768 с. 

3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. — 13-е изд., стер. — Москва: Дашков и К, 2019. — 607 с. 

4. Головистикова А.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.Н. Головистикова, В.Е. Гулиев, Ю.А. Дмитриев. — Москва: Эксмо, 2005. — 832 с.

5. Кутафин, О.Е., Козлова, Е.И. Конституционное право России / Учебник. 4-е изд. М.: Проспект, 2018. - 603 с.

6. Конституционное право : учеб. пособие [Электронное издание] / авт.-сост.: И. В. Козлова, О. В. Скрябина; под общ. ред. проф. М. И. Ломшина. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2020

7. Малько А.В., Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько. М.: Инфра-М, Норма, 2019. – 384 с.

8. Марченко М. Теория государства и права. Учебник / М. Марченко. — Москва: Проспект, 2021. — 640 с.

Дополнительная литература

1. Гордынин Н.А. Проблема реализации принципа разделения властей / Н.А Гордынин // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – №3, С. 607 - 609

2. Дробот С.Е. Принцип разделения и взаимодействия властей в системе российского конституционализма : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук (12.00.02) / Дробот Сергей Евгеньевич; «Сибирский федеральный университет» - Челябинск, 2021. – С.19-26 

3. Магомедова Н.С. Механизм сдержек и противовесов в системе разделения властей Российской Федерации / Н.С. Магомедова // Закон и право. – 2019. - № 1. – С. 51 – 53

4. Пахомов В.Г. Принцип разделения властей как правовая проблема/ В.Г. Пахомов//Вестник Московского университета МВД России. – 2021. – №3, С. 40 - 43

5. Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. Конституционный принцип разделения властей: теория и практика реализации / О.И. Цыбулевская, Т.В. Милушева // Вестник Поволжского института управления. – 2018. - №5. – С. 56 -62

6. Чепурнова Н. М. Сущность и содержание конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации / Н. М. Чепурнова // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. - №2 – С. 86-94 

Автор статьи в журнале «Наука и право» Н.С. Магомедова, сравнивая мнения различных ученых, приходит к выводу о том, что государство не может быть эффективным, если власть в нем сосредоточена в одних руках. Само же воплощение механизма сдержек и противовесов в системе разделения властей в РФ выглядит таким образом: Правительство готовит для рассмотрения парламентом проекты законов, парламент рассматривает эти инициативы; Президент имеет право отказаться от подписания закона и вернуть его на доработку; при повторном рассмотрении и голосовании за законопроект уже квалифицированным большинством, право Президента на вето преодолевается; принятый закон может быть оспорен Правительством в Конституционном Суде, если он противоречит Конституции; парламент при наличии подозрений на нарушение Конституции Правительством имеет право оспорить его акты в Конституционном Суде. Более того, парламент наделен правом на объявление импичмента, что автоматически ведет к отставке Президента. Парламент может объявить о недоверии к Правительству, что обязывает Президента отправить Правительство в отставку, либо распустить парламент .