Анализ особенностей репрезентации Вологды в судьбе поэтов и в поэзии Серебряного века
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что с давних пор Вологда была точкой, где пересекались незримые пути русского искусства. Многие писатели без веских на то причин хоть на мгновение задержали на ней взгляд, ввели ее в свой художественный мир малой деталью, ссылкой, воспоминанием, строкою биографии героя или самого повествователя. И как бы ни был краток этот заезд в северный город, как правило, он становился моментом прикосновения к самой сути России: к русской идее и русской душе. Особенно заметным этот вологодский гипноз стал в начале XX века, когда в этих краях хоть и не по своей воле собрался цвет российской интеллигенции. Вологда оставила заметный след в искусстве той поры, которая теперь привычно именуется Серебряным веком отечественной культуры.
Однако, необходимо отметить тот факт, что поэзии Серебряного века в целом и с точки зрения ее представленности в УМК по литературе Вологодского края, достаточно фрагментарно изучается в школе. Фактич
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 РОЛЬ И МЕСТО ВОЛОГДЫ В СУДЬБАХ ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА……………5
1.1 Вологда как город поэтов и писателей Серебряного века………………..5
1.2 Стихи о Вологде поэтов Серебряного века………………………………...13
2 ВОЛОГДА В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ……….20
2.1 Поэты Серебряного века в школьной программе по литературе……...20
2.2 Поэты Серебряного века на уроках по Литературе Вологодского края…………………………………………………………………………………23
2.3 Методические рекомендации по проведению литературной пешеходной экскурсии для школьников старших классов на тему «Вологда и поэты Серебряного века»………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амстердам. А. Чудесный дар (О лирике Вс. Рождественского) // Нева. – 1965. – № 6. – С. 183-185.
2. Анненский И.Ф. Книги отражений / Изд. подгот. Н.Т. Ашимбаева и др.; Статьи И.И. Подольской, А.В. Федорова. – М.: Наука, 1979. - 679 с.
3. Бабичева Ю.В. Вологодский «цикл» Иннокентия Анненского. - Вологда: Ист.- краевед. альм. / Администрация г. Вологды и др.; Гл.ред. М.А. Безнин. - Вологда: Легия – 2000. - Вып. 3. - С. 429-433.
4. Болдырева Е.М., Жельвис В.И. Изучение литературы «Серебряного века» в школе // Ярославский педагогический вестник. – 2016. - №4. – С. 48-52.
5. Вишневская А. Игорь Северянин: «Я жить привык в лесах, где колыбели грез». – 09.09.2018. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://vologda.mk.ru/culture/2018/09/09/igor-severyanin-ya-zhit-privyk-v-lesakh-gde-kolybeli-grez.html?ysclid=lfs4dq3pcy446356423 (дата обращения: 23.03.2023).
6. Вологда в воспоминаниях и путевых записках: Конец XVIII - начало XX века / Составитель М.Г. Ильюшина, редактор Н.Н. Белова. - Вологда: Русь, 1997. - 379 с.
7. Грязев А. Вологодская свадьба Есенина. – 25.09.2016. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://literator35.ru/2016/09/prose/aleksandr-gryazev-1937-2012-vologodskaya-svad/?ysclid=lfs4g3xkux8085036 (дата обращения: 23.03.2023).
8. Кузьмин П.М. Серебряный век русской поэзии. – 21.12.2022. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2022/12/21/statya-po-teme-serebryanyy-vek-russkoy-poezii (дата обращения: 23.03.2023).
9. Литература Вологодского края: хрестоматия для 5-6 классов / ГОУ ДПО «Вологодский ин-т развития образования»; авт.-сост.: О.В. Богданова, Е.Г. Фисюк, Л.В. Широкова. - Вологда: ВИРО, 2006. - 301 с.
10. Молчанова Л. Вологодчина - литературный край. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://library35.tendryakovka.ru/?page_id=4807&ysclid=lfs3xvqy10696272725 (дата обращения: 23.03.2023).
11. Плехова А. Бунин на Севере. – 12.01.20
Сверх общего счета пришло и заняло место в несанкционированном авторском «цикле», переизданное после долгого забвения «стихотворение в прозе» (жанровое определение условно: автор его так не называл) «Мысли-иглы» [Федоров 1984: 43].
Поскольку автор не узаконил вологодскую коллекцию стихов в качестве жанрового монолита (цикла), никому уже не позволено сделать этого категорично. Однако читатель-вологжанин, любитель поэзии и патриот, вправе ощутить внутреннее единство в наборе лирических миниатюр, вызванных к жизни вологодскими впечатлениями или, сказать точнее, - настроениями.
Есть в вологодском «цикле» Анненского два произведения, перекликающихся между собою обращением к двуединой вечной теме мистико-бытового характера: свадьба и похороны. Необходимо уточнить, что жизненным основанием для обоих послужила вологодская жизнь. Построенное на звуковом образе колокольно