Характеристика социальной защиты безработных лиц в Российской Федерации и пути ее совершенствования
Введение
Актуальность темы исследования. Ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации определяет Россию как социальное государство. Это подразумевает, что основным фактором в рамках деятельности социального государства является социальная политика, которая предполагает, кроме прочего, решение проблемы безработицы и обеспечение эффективной занятости.Известно, что с проблемой безработицы Россия столкнулась уже в начале 90-х годов. Тогда основной задачей государства была поддержка граждан, потерявших работу путем создания специальных финансовых источников для оказания материальной поддержки безработным. С течением времени все большее значение приобретали активные меры государственной политики занятости, обладающие достаточно высокой значимостью. В 2018 году уровень безработицы в Российской Федерации стабилизировался и до марта 2020 года находился в пределах 4,7 %.
Содержание
Введение 2
Глава 1. Общая характеристика статуса безработного в Российской Федерации и его социальной защиты4
1.1 Понятие и признаки безработного лица в Российской Федерации4
1.2 Механизм признания гражданина безработным лицом7
1.3 Понятие социальной защиты населения 14
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КЛИЕНТСКОЙ СЛУЖБЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ ПО ГОРОДСКОМУ ОКРУГУ ХИМКИ ГУ-ПФР № 5 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ24
2.1 Пособие по безработице как основная гарантия социальной защиты безработных граждан24
2.2 Другие гарантии социальной защиты безработных граждан и их характеристика по материалам ГУ-ПФР № 5 по г. Москве
и Московской области36
2.3 Проблемные аспекты предоставления социальной защиты безработным гражданам и возможные пути их решения49
Заключение 57
Список использованных источников63
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) // Российская газета. 2020. № 144.
2. Конвенция N 168 Международной организации труда «О содействии занятости и защите от безработицы» (Заключена в г. Женеве 21.06.1988) // Конвенции и рекомендации МОТ. 1957.
3. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред.28.12.2022) «О занятости населения в Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов РСФСР. 1992. № 1. С. 4-18.
4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. 28.12.2022) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.
5. Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. 28.12.2022) // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. 01.07.2021) // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 3.
8. Постановление Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 1. Ст. 94.
9. Постановление Правительства РФ от 14.11.2022 № 2046 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2023 год» // СЗ РФ. 2022. № 47. Ст.8212.
Смысл социальной защиты населения заключается в уменьшении отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, а также в обеспечении условий для улучшения качества жизни граждан, особенно, наименее защищенных категорий. Следовательно, построение оптимальной структуры органа государственной власти и территориальной системы управления сферой является одним из важных аспектов для эффективного управления системой социальной помощи и социальной защиты населения. Социальная защита как политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни призвана обеспечить удовлетворение следующих потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца и иное. Так как Российская Федерация определена в Конституции РФ как социальное государство, она должна решать ряд задач как общества в целом, так и отдельных его граждан посредством комплексной системы социальной защиты . В частности, к таким задачам относят снижение социальной напряженности в обществе, оказание социальной помощи семьям, отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, адаптация населения к социально-экономическим условиям, создание благоприятных условий для людей, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, а также во временном приюте и многие иные. Таким образом, назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Смысл принципа социального государства состоит в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов, сглаживанию негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения. Определяя круг объектов, подлежащих социальной защите, стоит заметить, что круг объектов может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле.