Анализ и совершенствование системы добровольной сертификации в РФ
ВВЕДЕНИЕ
Целью выпускной квалификационной работы является анализ действующих систем добровольной сертификации (СДС), выявление основных современным проблем, а так е предложения по совершенствованию института добровольной сертификации.Актуальность темы исследования обусловлена активным развитием института добровольной сертификации и той ролью, которую он играет в развитии современного рынка, а так же в повышении качества и безопасности продукции или услуг.Степень разработанности проблемы. Тема рассматривается с различных сторон, как с внешней, законодательной, так и внутренней составляющей.Актуальность проблемы, необработанность недостаточная разработанность ряда аспектов развития системы добровольной сертификации, с одной стороны, и ее большая практическая значимость для обеспечения высокого уровня доверия потребителя к выпускаемой продукции и предоставляемым услугам.
ВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ 11
1.1Сущность сертификации 11
1.2Историческое развитие 17
1.3 Правовая основа СДС19
1.4Современное развитие 22
1.5Опыт зарубежных стран 25
1.5.1 Сертификация в США 26
1.5.2 Сертификация в Германии 27
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ 33
2.1 Ответственность органов по сертификации и экспертов перед потребителем 34
2.2 Количество СДС36
2.3 Качество работы сертификационных органов 38
2.4 Замена национальной нормативной базы техническими регламентами Таможенного союза 38
2.5 Лоббирование систем добровольной сертификации 39
2.6 Непрозрачность ценообразования на рынке 40
2.7 Подделка сертификатов соответствия 41
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ 44
3.1 Совершенствование законодательной системы, регулирующей деятельность органов по сертификации 44
3.2 Ужесточение требований к регистрации и деятельности СДС 46
3.3 Сокращение количества СДС путем «чистки» 47
3.4 Создание кодекса добросовестных практик 49
3.5 Формирование компенсационных фондов ОС 51
3.6 Разработка методики борьбы с подделками 53
ГЛАВА 4. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ 55
4.1 Сертификаты безопасности в российских системах56
4.2 Система сертификации работ по охране труда в организациях62
4.3 Объекты сертификации безопасности63
4.4 Основные цели и задачи сертификации безопасности64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
" Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) статья 10.64.
Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.04.2021) статья 56.16.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 26.05.2021) статья 14.47.
4"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021).
«Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров,» 2017.
«ФСА раскрыло суть новых методик разоблачения недобросовестных сертификаторов,» Стандарт-Тест, 17 мая 2015. [В Интернете]. Available: https://www.certificatione.ru/press-tsentr/novosti-otrasli/fsa-raskrylo-sut-novykh-metodik-razoblacheniya-nedobrosovestnykh-sertifikatorov.html. [Дата обращения: 1 июнь 2021].
Б. А.Н., Метрология и сертификация // Законодательная и прикладная метрология. 1997. № 1. С. 38—39.
Г. А.И, Травматизм и социально-экономические проблемы охраны труда. // Безопасность жизнедеятельности., 2003.
К. С. Решетников Е.Н., остояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в современном мире. // Справочник специалиста по охране труда, 2003.
К. Ю.П., Экономика труда., М, 2003.
Л. В. Братолюбов В.Б., Система обеспечения и управления качеством - современная организация промышленного бизнеса., М: МЭН, 2003.
Л. И.М., Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник 5-е издание, Юрайт-Издат, 2005, p. 359.
Письмо ФНС РФ от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@ "О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров".
С. А.В., «Принцип взаимодействия антимонопольных органов и бизнес-сообщества в обеспечении добросовестной конкуренции в Российской Федерации,» "Конкурентное право, pp. 12-15, №4 2019.
В действующем законодательстве отсутствуют какие-то нормативные документы, регулирующие порядок ценообразования операторов услуг в области сертификации. Это ведет к серьезному разбросу цен, затрудняя ориентацию потенциальных клиентов при выборе исполнителя. Недобросовестные игроки, которые, не выполняя значительную часть работ, не несут значительных расходов и могут выставлять минимальную цену своих услуг. При этом квалифицированные организации обязаны приобретать сертифицированную технику, нанимать обученных сотрудников и нести иные серьезные расходы, которые не позволяют им проводить демпинговую политику.К счастью, появляется все больше потребителей услуг этого сектора понимающих складывающуюся ситуацию и с подозрением относящихся к заниженным ценам. Однако существуют компании, которые выбирают исполнителя только по цене его услуг, не интересуясь качеством работ, тем самым поддерживая недобросовестные организации и затрудняя работу сертификационных органов, которые выполняют все требования законодательства.Перечисленные проблемы свойственны для российского рынка сертификации уже в течение нескольких лет. При этом по мере изменения нормативной базы в этой области периодически возникают новые сложности, связанные с практической реализацией принятых положений. Это обычно происходит при введении новых требований к проверке товаров, а также внедрении новых правил работы участников рынка.В отдельных областях становятся заметны усилия государственных органов по урегулированию ситуации. Например, Росаккредитация каждый год отзывает несколько десятков аккредитаций у компаний, которые предоставляют сертификационные услуги низкого качества. Организация также предпринимает усилия по повышению прозрачности работы уполномоченных организаций. Так, в 2018 году введена выдача электронных аттестатов аккредитации, которые почти невозможно подделать, в отличие от документов на бумаге. Эксперты отмечают, что активность в области контроля за деятельностью всех сторон сертификационного процесса необходимо распространить и на другие проблемы этого рынка, поскольку государство – это его важнейший участник.