Правовые основы обеспечения безопасности российской федерации: вопросы теории и практики
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. В последние десятилетия проблемы безопасности Российской Федерации приобрели особую значимость. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета в качестве составного элемента национальной безопасности наряду с государством является народ в лице невластных субъектов - индивидов и общественных структур. Следовательно, обеспечение национальной безопасности происходит непосредственно при его участии. В настоящее время процесс признания национальной безопасности в качестве комплексного института конституционного и административного права не стабилизирован, что обуславливает актуальность темы конституционно-правового обеспечения государственной безопасности. Проблемы, возникающие в данной сфере, обладают новизной, научная литература и нормативные документы в указанной области содержат в себе инновационные идеи и подходы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ КАК ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ 11
1.1. Эволюции правовых методов обеспечения безопасности в России 11
1.2. Принципы и методы обеспечения безопасности, закрепленные в российском законодательстве 23
1.3. Правовой институт противодействия экстремизму в России 33
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ 48
2.1. Правовые подходы к противодействию экстремизму в Российской Федерации 48
2.2. Деятельность органов исполнительной власти по противодействию экстремизму 54
2.3. Перспективы развития правового института противодействию экстремизму 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
СПИСОКНормативные акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 N 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3031
Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О безопасности" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. N 1 ст. 2
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 26 (часть I) ст. 3851
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "О полиции" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 7 ст. 900
Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 05 июля 2021 г. №27. ст. 5351.
Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 “Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года” // Собрание законодательства Российской Федерации от1 июня 2020 г. N 22 ст. 3475.
Так, в ст. 2 Конституции определено, что человек, его права и свобода – высшая ценность. Из чего следует, что обязанность государства – контролировать соблюдение прав и свобод человека и гражданина. По этой причине при правовом противодействии экстремизму должны быть соблюдены права человека.
Правовые средства противодействия экстремизму – это нормативно-правовые предписания, которые регламентируют приемы, способы противодействия, имеющие место в обществе и государстве для устранения негативных отношений, минимизации последствий экстремизма, недопустимость раскола общества и нарушения установленных требований к обеспечению безопасности.
Исходя из отраслевой направленности различаются виды правовых средств по противодействию экстремизму: уголовно-правовые; административно-правовые; гражданско-правовые.